Главная | Главная по ССПД |
1. Основные понятия и представления
3. Аппаратные средства сетей ЭВМ
4. Программное обеспечение сетей ЭВМ
7. Примеры систем передачи данных (X/25, ISDN, ATM, Frame Relay)
В нашем курсе под термином сети ЭВМ мы будем понимать множество
соединенных между собой автономных машин.
Часто возникает путаница между распределенными системами
и сетями ЭВМ. Работая с распределенной системой, пользователь
может не иметь ни малейшего представления на каких процессорах,
где, с использованием конкретно каких физических ресурсов будет
исполняться его программа. В сети, поскольку все машины там автономны,
пользователь должен делать все явно. Основное различие между этими
системами лежит в организации их программного обеспечения. И там
и там происходит передача информации. Вопрос кто ее инициирует.
В сети - пользователь, в распределенной системе - система.
1.1 Кто и для чего использует сеть ЭВМ
Для чего людям нужны сети ЭВМ?
На сегодня нет обще признанной таксономии сетей. Есть два общепризнанных фактора для их различения: технология передачи и масштаб.
Есть два основных типа технологий передачи, используемые в сетях:
Сети типа вещание имеют единый канал передачи данных, который используют все машины сети. Короткое сообщение, называемое пакет, имеющее специальную структуру, отправленное какой-то машиной, получают все другие машины сети. В определенном поле пакета указан адрес получателя. Каждая машина проверяет это поле и если она обнаруживает в этом поле свой адрес, она приступает к обработке этого пакета; если в этом поле не ее адрес, то она просто игнорирует этот пакет.
Сети типа вещание, как правило, имеют режим когда один пакет
адресуется всем машинам в сети. Это, так называемый, режим широкого
вещания. Есть в таких сетях режим группового вещания - один и
тот же пакет получают машины принадлежащие к определенной группе
в сети.
Сети точка-точка соединяют каждую пару машин индивидуальными
каналом. Поэтому прежде чем пакет достигнет адресата он проходит
через несколько промежуточных машин. В этих сетях возникает потребность
в маршрутизации. От ее эффективности зависит скорость доставка
сообщений, распределение нагрузки в сети.
Сети типа вещание как правило используются на географически небольших
территориях. Сети точка-точка - для построения купных сетей, охватывающих
большие регионы.
Масштаб сети - другой критерий для классификации сетей.
Локальная вычислительная сеть (ЛВС)
(известна максимальная задержка при передачи)
(вещание, скорость передачи 10-100Мbps)
линейная
кольцо
Вещательные сети можно подразделить на динамические и статические.
Статические - time-shearing
Динамические - централизованные и распределенные
Районная вычислительная сеть (MAN - Metropolitan Area Network) охватывает несколько зданий в пределах одного города либо город целиком. Как правило поддерживает передачу как данных, так и голоса. Иногда объединяется с кабельной телевизионной сетью. Не имеет коммутаторов, базируется на одном - двух кабелях.
Основная причина выделения этой категории сетей - для них был
создан специальный стандарт IEEE
802.6 - DQDB - двойная
магистраль с распределенной очередью (
Distributed Queue Dual Bus
).
Здесь мы рассмотрим иерархию и структуру организации сетевого программного обеспечения.
В целях борьбы со сложностью сеть, как правило, организована в
виде иерархии слоев или уровней. В разных сетях число уровней,
их название, содержание и функции могут быть разными. Однако,
во всех сетях назначение каждого уровня -
Уровень n на одной машине
обеспечивает связь с уровнем n
на другой машине. Правила и соглашения по становлению связи и
ее поддержанию называются протоколом.
Уровень n непосредственно с уровнем n не взаимодействует.
Он передает данные нижележащему уровню.
Между каждой парой уровней есть интерфейс.
Интерфейс определяет какие примитивы - элементарные операции
- и какие услуги (сервис) нижележащий уровень должен обеспечивать
для верхнего уровня.
Набор уровней и протоколов называется архитектурой сети .
Спецификация архитектуры сети должна содержать достаточно информации,
чтобы разработчик сетевого программного обеспечения мог написать
надлежащие программы для каждого уровня, а инженер электронщик
- надлежащую аппаратуру.
Конкретный набор протоколов, используемый на конкретной машине,
называется стеком протоколов. Архитектуры сетей, стеки
протоколов, сами протоколы - вот основные предметы, рассматриваемые
в данном курсе.
Пример рис.1-10.
Пример рис.1-11.
Здесь на каждом уровне к сообщению добавляется заголовок.
Заголовок содержит управляющую информацию - кому адресовано сообщение,
время, дата, порядковый номер и т.д.
Виртуальное и фактическое взаимодействие; протокол и интерфейс
- это принципиально разные сущности.
Назначение каждого уровня обеспечить надлежащий сервис для вышележащего слоя.
Активные элементы уровня будем называть активностями. Активности могут быть программными и аппаратными. Активности одного
и того же уровня на разных машинах называются равнозначными
активностями. Активности уровня n+1
являются пользователями сервиса, создаваемого активностями
уровня n, которые называются
поставщиками сервиса. Сервис может подразделяться на классы,
например, быстрая и дорогостоящая связь или медленная и дешевая.
Доступ к сервису осуществляется через, так называемые, точки
доступа к сервису - SAPs
( service access points). Каждая точка доступа к сервису
имеет уникальный адрес. Например, телефонная розетка на стене
- это точка доступа к сервису АТС. Каждой розетке сопоставлен
определенный номер - номер телефона.
Для того чтобы осуществить обмен информации между двумя уровнями
надо определить интерфейс между ними. Типичный интерфейс:
активность на уровне n+1 передает
IDU(Interface
Data Unit - интерфейсную единицу данных) активности на
уровне n через SAP (рис.1-12). IDU состоит из SDU (Service Data Unit - сервисной единицы данных) и управляющей информации.
SDU передается по сети равнозначной
сущности, а затем - на уровень n+1.
Управляющая информация нужна нижележащему уровню, чтобы правильно
передать SDU, но она не является
частью передаваемых данных.
Для того чтобы передать SDU
по сети нижележащему уровню может потребоваться разбить его на
части. Каждая часть снабжается заголовком (header)
и передается как самостоятельная единица данных протокола - PDU
(Protocol Data Unit -
единица данных протокола). Заголовок в PDU
используется равнозначной активностью чтобы реализовать равнозначный
протокол. Он определяет какой PDU
содержит управляющую информацию, а какой данные, порядковый номер
и т.д.
Возможна такая аналогия с языками программирования. Сервис подобен абстрактному типу данных
или объектам в объектно-ориентированных языках программирования.
Он определяет операции, выполнимые над данным объектом, но ничего
не говорит как эти операции реализованы. Протокол относиться к
реализации сервиса и, как таковой, не виден пользователю сервиса.
В старых протоколах это различие не поддерживалось либо поддерживалось не до конца.
Уровни могут предоставлять вышележащим два вида сервисов: ориентированный на соединение и без соединения.
Сервис с соединением предполагает, что между получателем
и отправителем сначала устанавливается соединение, и только потом
доставляется сервис. Пример - телефонная сеть.
Сервис без соединения действует подобно почтовой
службе. Каждое сообщениеимеет адрес получателя. В надлежащих точках
оно маршрутизируется по нужному маршруту. Независимо от других
сообщений. При таком сервисе вполне возможно, что сообщение позже
посланное придет раньше. В сервисе с соединением - это невозможно.
Любой сервис характеризуется качеством. Например, надежный сервис,
гарантирующий доставку данных без потерь, предполагает подтверждение
получения каждого сообщения. Несомненно, это требует определенных
накладных расходов. Это- плата за качество. Пример надежного сервиса
с соединением - передача файлов. Ясно, что вряд ли кто-то рискнет
передавать файл, пусть даже быстрее, при возможности потерять
часть битов или нарушить их порядок.
Надежный сервис с соединением имеет две разновидности: последовательность
сообщений и поток байтов. В первом случае четко различаются границы
каждого сообщения. Если было послано два сообщения по 1МВ, то
получено будет два сообщения по 1МВ. Ни при каких условиях у получателя
не окажется одно сообщение в 2МВ.
В случае потока байтов, получатель получит 2МВ. У него нет способа
распознать, то ли это 2 сообщения по 1МВ, 1 в 2МВ и 2048 по 1
байту.
Если мы захотим передать книгу на фотонаборное устройство, то
нам надо проследить, чтобы каждая страница имела четкие границы.
В то же время, для поддержки соединения между терминалом и сервером
в режиме командной строки - потока байтов вполне достаточно. Для
некоторых приложений задержки из-за уведомления получения данных
неприемлемы. Примерами таких приложений являются - цифровая, телефонная
связь, цифровые видео конференции. При телефонном разговоре, люди
готовы смириться с шумом на линии, искажениями слов, но паузы
из-за уведомлений будут просто не приемлемы. Аналогично, при видео
конференции или передаче видео фильма. Небольшие дефекты картинки
допустимы, но подергивание экрана из-за уведомлений будет раздражать
зрителя.
Пример приложения, не требующего соединения, - электронная почта.
Вряд ли отправитель второстепенного сообщения захочет ждать установки
и разрыва соединения, чтобы передать второстепенное сообщение.
Ему вряд ли требуется стопроцентная гарантия доставки , особенно,
если это связано с увеличением стоимости. Все, что ему нужно -
простой способ передать сообщение, которое с большой вероятностью
будет принято, но без всяких гарантий. Ненадежный сервис (т.е.
без уведомления) часто называют дейтаграммным (datagramm), по
аналогии с телеграммным без уведомления. Однако, для тех приложений,
где необходима гарантия доставки даже небольшого сообщения, используется
datаgramm сервис с подтверждением, подобно телеграмме с уведомлением
о получении.
Другой разновидностью дейтаграммного сервиса является запрос-ответ
сервис. Он типичен для взаимодействия между клиентами и сервером.
Сервис формально определяется набором примитивных операций
(или примитивов), с помощью которых пользователь или какая-либо
активность получала доступ к сервису.
Эти примитивы сообщают сервису о необходимости выполнить некоторое
действие или сообщить о действии, выполненном равнозначной активностью.
Один из способов классифицировать примитивы сервиса - разделить
их на четыре класса.
Для иллюстрации работы примитивов рассмотрим, как соединение
устанавливается и разрывается. Сначала активность выполняет CONNECT.request,
в результате чего в сеть выпускается пакет. Получатель получает
CONNECT.indication, указывающий на то, что с ним хотят установить
соединение. В ответ получатель через примитив CONNECT.response
сообщает, готов ли он установить соединение или отказывает в установлении
соединения. В результате, активность - инициатор установления
соединения получает ответ, чего следует ожидать через примитив
CONNECT.confirm.
Большинство примитивов имеет параметры. Параметры примитива CONNECT.request
определяют машину соединения, желаемый тип обслуживания и максимальный
размер сообщения, допустимый для данного соединения. Параметры
примитива CONNECT.indication указывают, кто обратился, желаемый
уровень обслуживания, предлагаемый размер сообщений. Если активность,
к которой обратились, не согласна, например, с предлагаемым размером
сообщений, то она предлагает свой размер через response, который
становится известным активности, добивающейся соединения, через
примитив confirm. Подробности этих переговоров - существо
протокола. Например, в случае конфликта при установлении максимального
размера сообщения, протокол может установить, что выбирается наименьший
из предложенных. Услуга может быть либо с подтверждением,
либо без подтверждения. При услуге с подтверждением, действуют
все четыре примитива request, indication, response, confirm. При
услуге без подтверждения, используются только два примитива request
и indication.
Услуга CONNECT обязательно должна быть с подтверждением. Услуга
DATA_TRANSFER может быть как с подтверждением, так и без, в зависимости
от того, нужно отправителю уведомление или нет. Оба вида услуг
используется в сетях.
Продемонстрируем концепцию услуг на следующем примере простых
услуг с соединением со следующими 8-ю примитивами: В этом примере CONNECT - услуга без подтверждения. Продемонстрируем этот пример следующей аналогией.
Услуги и протоколы - понятия разные, хотя их часто путают. Различие
между ними настолько важно, что рассмотрим его еще раз. Услуги
- это набор примитивов, который уровень предоставляет уровню над
ним. Сервис определяет, какие операции данный уровень предназначен
выполнить по поручению его пользователей, но он ничего не говорит
о том, как эти операции реализованы. Сервис относится к интерфейсу
между уровнями. Нижележащий уровень является поставщиком сервиса,
а вышележащий - пользователем услуг.
Протокол - это набор правил, определяющих формат, назначение фреймов,
пакетов, сообщений, которыми обмениваются равнозначные активности
на уровне. Активности используют протоколы для реализации определения
их сервиса. Они могут изменить протокол, но не сервис, видимый
их пользователями. Отсюда ясно, что сервис и протокол - не связаны.
Иерархия протоколов
На рис. 1-15 показана эта последовательность действий. На этом
рисунке Вы и Ваш друг - уровень n+1 - пользователи услуг,
а уровень n - телефонная компания - поставщик услуг.
4.3 Взаимосвязь услуг и протоколов
До сих пор мы рассматривали некоторые абстрактные сети и понятия.
Теперь мы рассмотрим две конкретные эталонные модели сетей ISO OSI эталонную модель
и TCP/IP эталонную модель.
5.1 Эталонная модель OSI
Модель OSI ( модель взаимодействия открытых систем; она представлена на рис. 1-16) было разработана в Международной Организацией по Стандартизации (МОС) в целях разработки международных стандартов для вычислительных сетей. Это модель систем открытых для взаимодействия с другими системами.
Модель МОС имеет семь уровней. Принципы выделения этих уровней таковы:
Теперь рассмотрим каждый уровень этой модели. Отметим что это
модель, а не архитектура сети. Она не определяет протоколов и
сервис каждого уровня. Она лишь говорит, что он должен делать.
Однако, ISO выпустила и стандарты
для каждого уровня, но они не являются частью модели.
Физический уровень
Физический уровень отвечает за передачу последовательности битов
через канал связи. Основной проблемой является как гарантировать
что если на одном конце послали 1, то на другом получили 1, а
не 0. На этом уровне решают такие вопросы каким напряжением надо
представлять 1, а каким - 0; сколько микросекунд тратиться на
передачу одного бита; следует ли поддерживать передачу данных
в обоих направлениях одновременно; как устанавливается начальное
соединение и как оно разрывается; каково количество контактов
на сетевом разъеме, для чего используется каждый контакт. Здесь
в основном вопросы механики, электрики.
Уровень канала данных
Основной задачей уровня канала данных - превратить несовершенную среду передачи в надежный канал, свободный от ошибок передачи. Эта задача решается разбиением данных отправителя на фреймы (обычно от нескольких сотен до нескольких тысяч байтов), передачей фреймов последовательно и обработкой фреймов уведомления, поступающих от получателя. Поскольку физический уровень не распознает структуры в передаваемых данных, то это целиком и полностью задача канала данных определить границы фрейма. Эта задача решается введением специальной последовательности битов, которая добавляется в начало и в конец фрейма и всегда интерпретируется как границы фрейма.
Помехи на линии могут разрушить фрейм. В этом случае он должен быть передан повторно. Он будет повторен также и в том случае если фрейм уведомление будет потерян. И это уже заботы уровня как бороться с дубликатами одного и того же фрейма, потерями или искажениями фреймов. Уровень канала данных может поддерживать сервис разных классов для сетевого уровня, разного качества и стоимости.
Другой проблемой, возникающей на уровне канала данных ( равно как и на других вышележащих уровнях) как управлять потоком передачи. Например, как предотвратить «захлебывание» получателя. Как сообщить передающему размер буфера, для приема передаваемых данных имеющийся у получателя в этот момент.
Если канал позволяет передавать данные в обоих направлениях одновременно, то возникает новая проблема: фреймы уведомления для потока от А к В используют тот же канал, что и трафик от В к А. Решение - использовать фреймы DU для передачи фреймов уведомлений.
В сетях с вещательным способом передачи возникает проблема управления
доступом к общему каналу. За это отвечает специальный подуровень
- подуровень доступа к среде (MAC
- Media ACcess ).
Сетевой уровень
Сетевой уровень отвечает за функционирование подсети. Основной проблемой здесь является как маршрутизировать пакеты от отправителя к получателю. Маршруты могут быть определены заранее и прописаны в статической таблице, которая не изменяется. Они могут определяться в момент установления соединения. Наконец, они могут строиться динамически в зависимости от загрузка сети.
Если в подсети циркулирует слишком много пакетов, то они могут использовать одни и те же маршруты, что будет приводить к заторам. Эта проблема так же решается на сетевом уровне.
Поскольку за использование подсети, как правило, предполагается оплата, то на этом уровне также присутствуют функции учета: как много байт, символов послал или получил абонент сети. Если абоненты расположены в разных странах, где разные тарифы, то надо должным образом скорректировать цену услуги.
Если пакет адресован в другую сеть, то надо предпринять надлежащие меры: там может быть другой формат пакетов, отличный способ адресации, размер пакетов, протоколы и т.д. - это все проблемы неоднородных сетей решаются на сетевом уровне.
В сетях с вещательной передачей проблемы маршрутизации просты и этот уровень часто отсутствует.
Транспортный уровень
Основная функция транспортного уровня это: принять данные с уровня сессии, разделить, если надо, на более мелкие единицы, передать на сетевой уровень и позаботиться, чтобы все они дошли в целостности до адресата. Все это должно быть сделано эффективно и так, чтобы скрыть от вышележащего уровня непринципиальные изменения на нижних.
В нормальных условиях транспортный уровень должен создать специальное сетевое соединение для каждого транспортного соединения по запросу уровня сессии. Если транспортное соединение требует высокой пропускной способности, то транспортный уровень может создать несколько сетевых соединений, между которыми транспортный уровень буден распределять передаваемые данные. И наоборот, если требуется обеспечить недорогое транспортное соединение, то транспортный уровень может использовать одно и то же сетевое соединение для нескольких транспортных соединений. В любом случае, такое мультиплексирование должно быть незаметным на уровне сессии.
Сетевой уровень определяет какой тип сервиса предоставить вышележащим уровням и пользователям сети. Наиболее часто используемым сервисом является канал точка-точка без ошибок, обеспечивающий доставку сообщений или байтов в той последовательности, в какой они были отправлены. Другой вид сервиса - доставка отдельных сообщений без гарантии сохранения их последовательности, рассылка одного сообщения многим в режиме вещания. Тип сервиса определяется при установлении транспортного соединения.
Транспортный уровень - это действительно уровень, обеспечивающий соединение точка-точка. Активности транспортного уровня на машине отправителя общаются с равнозначными активностями транспортного уровня на машине получателя. Этого нельзя сказать про активности на нижележащих уровнях. Они общаются с равнозначными активностями на соседних машинах! В этом одно из основных отличий уровней 1-3 от уровней 4-7. Последние обеспечивают соединение точка-точка. Это хорошо видно рис.1-16.
Многие хост-машины - мультипрограммные, поэтому транспортный уровень для одной такой машины должен поддерживать несколько транспортных соединений. Для того, чтобы определить к какому соединению относиться тот или иной пакет, в его заголовке (H4 на рис.1-11) помещается необходимая информация.
Транспортный уровень также отвечает за установление и разрыв
транспортного соединения в сети. Это предполагает наличие механизма
именования, т.е. процесс на одной машине должен уметь указать
с кем в сети ему надо обменяться информацией. Транспортный уровень
также должен предотвращать «захлебывание» получателя в случае
очень «быстро говорящего» отправителя. Механизм для этого называется
управление потоком. Он есть и на других уровнях. Однако,
управление потоком между хостами отличен от управление потоком
между маршрутизаторами.
Уровень сессии
Уровень сессии позволяет пользователям на разных машинах (напомним что пользователем может быть программа) устанавливать сессии. Сессия позволяет передавать данные, как это может делать транспортный уровень, но кроме этого этот уровень имеет более сложный сервис, полезный в некоторых приложениях. Например, вход в удаленную систему, передать файл между двумя приложениями.
Одним из видов услуг на этом уровне - управление диалогом. Потоки данных могут быть разрешены в обоих направлениях одновременно, либо поочередно в одном направлении. Сервис на уровне сессии будет управлять направлением передачи.
Другим видом сервиса - управление маркером. Для некоторых протоколов недопустимо выполнение одной и той же операции на обоих концах соединения одновременно. Для этого уровень сессии выделяет активной стороне маркер. Операцию может выполнять тот кто владеет маркером.
Другой услугой уровня сессии является синхронизация. Пусть
нам надо передать файл такой, что его пересылка займет два часа,
между машинами, время наработки на отказ у которых один час. Ясно
что «в лоб» такой файл средствами транспортного уровня не решить.
Уровень сессии позволяет расставлять контрольные. В случае отказа
одной из машин передача возобновиться с последней контрольной
точки.
Уровень представления
Уровень представления предоставляет решения для часто возникающих проблем, чем облегчает участь пользователей. В основном это проблемы семантики и синтаксиса передаваемой информации. Этот уровень имеет дело с информацией, а не с потоком битов.
Типичным примером услуги на этом уровне - унифицированная кодировка
данных. Дело в том, что на разных машинах используются разные
способы кодировки ASCII, Unicode
и т.п. для символов, разные способы представления целых - в прямом,
обратном или дополнительном коде, нумирация бит в байте слева
направо или наоборот и т.п. Пользователи как правило используют
структуры данных, а не случайный набор байт. Для того, чтобы машины
с разной кодировкой и представлением данных могли взаимодействовать,
передаваемые структуры данных определяются специальным абстрактным
способом, не зависящим от кодировки, используемой при передачи.
Уровень представления работает со структурами данных в абстрактной
форме, преобразует это представление во внутреннее для конкретной
машины и из внутреннего, машинного представления в стандартное
представление для передачи по сети.
Уровень приложений
Уровень приложений обеспечивает нужные часто используемые протоколы. Например, существуют сотни разных типов терминалов. Если мы захотим создать сетевой экранный редактор, то нам придется писать для каждого типа терминала свою версию.
Есть другой путь: определить сетевой виртуальный терминал и для него написать редактор. Для каждого типа терминала написать программу отображения этого терминала на сетевой виртуальный терминал. Все программное обеспечение для виртуального сетевого терминала расположено на уровне приложений.
Другой пример - передача файлов. Разные операционные системы
используют разные механизмы именования, представления текстовых
строк и т.д. Для передачи файлов между разными системами надо
преодолевать все такие различия. Для этого есть приложение FTP,
также расположенное на уровне приложений. На этом же уровне находятся:
электронная почта, удаленная загрузка программ, удаленный просмотр
информации и т.д.
Передача данных в МОС модели
На рис.1-17 показана последовательность действий при передаче данных
в МОС модели. Хотя данные движутся вертикально каждый уровень
предполагает их горизонтальное передвижение. Здесь аналогия с
синхронным переводом. Когда оратор говорит на Урду перед нами,
то он считает что он обращается к нам. Не тут-то было! Он обращается
к переводчику и тот обращается к нам.
Здесь мы рассмотрим другую эталонную модель, прототипом для которой послужил прородитель всех компьютерных сетей - сеть ARPA. Позднее мы рассмотрим историю этой сети. Сейчас лишь отметим, что эта сеть образовалась в результате НИР, проведенного по инициативе Министерства Обороны США. Позднее к этому проекту подключились сотни университетов и гос.учереждений Америки.С самого начала эта сеть задумывалась как объединение нескольких разных сетей. Одной из основных целей этого проекта было разработать унифицированные способы соединения сетей. С появлением спутниковых и радио цифровых каналов связи проблема становилась только актуальнее. Так появилась модель TCP/IP. Свое название она получила по именам двух основных протоколов: TCP - протокол управления передачей (Transmission Control Protocol), и IP - межсетевой протокол (Internet Protocol).
Другой целью проекта ARPA было создание протоколов, независящих от характеристик конкретных хост-машин, маршрутизаторов, шлюзов и т.п.
Кроме этого связь должна поддерживаться даже если отдельные сети
компоненты будут выходить из строя во время соединения. Другими
словами связь должна поддерживаться до тех пор, пока источник
информации и получатель информации работоспособны. Архитектура
сети не должна ограничивать приложения, начиная от простой передачи
файлов до предачи речи и изображения в реальном времени.
Межсетевой уровень
В силу вышеперечисленных требований выбор очевиден: сеть с коммутацией пакетов с межсетевым уровнем без соединений. Этот уровень называется межсетевым уровнем. Он является основой всей архитектуры. Его назначение обеспечить доставку пакетов, движущихся в сети независимо друг от друга, даже если получатель принадлежит другой сети. Причем пакеты могут поступать к получателю не в том порядке как они были посланы. Упорядочить их в надлежащем порядке - задача вышележащего уровня.
Межсетевой уровень определяет межсетевой протокол IP и формат пакета. Обращаю внимание, что ни протокол, ни формат пакета не являются официальными международными стандартами, в отличии от протоколов эталонной модели МОС. Там большинство протоколов имеют статус международных стандартов.
Итак, назначение межсетевого уровня в TCP/IP
доставить IP пакет по назначению.
Это как раз то, за что отвечает сетевой уровень в IOS
модели. На рис.1-18 показано соответствие между уровнями
этих вдух эталонных моделей.
Транспортный уровень
Над межсетевым уровнем расположен транспортный уровень. Как и МОС модели его задача обеспечить связь точка-точка между двумя равнозначными активностями. В рамках TCP/IP модели было разработано два транспортных протокола. Первый TCP: надежный протокол с соединением. Он получает поток байт, фрагментирует его на отдельные сообщения и передает их на межсетевой уровень. На машине получателе равнозначная активность TCP протокола собирает эти сообщения в поток байтов. TCP протокол также обеспечивает управление потоком.
Второй протокол UDP (User
Datagram Protocol). Это ненадежный протокол без соединения
для тех приложений, которые используют свои механизмы фрагментации,
управления потоком. Он часто используется для передачи коротких
сообщений в клиен-серверных приложениях, а также там где скорость
передачи важнее ее точности. Соотношение этих протоколов и их
приложений показано на рис.1-19.
Уровень приложений
В TCP/IP модели нет уровней сессии и представления. Необходимость в них была не очевидна для ее создателей. На сегодня ело обстоит так, что разработчик сложного приложения берет на себя проблемы этих уровней.
Над транспортным протоколом располагается уровень приложений. Этот уровень включает виртуальный терминал - TELNET, передачу файлов - FTP, электронную почту - SMTP (см. рис.1-19). Позднее к ним добавились: служба имен домена - DNS (Domain Name Service) отображающая логические имена хост-машин на их сетевые адреса, протокол для передачи новостей - NNTP, и протокол для работы с гипертекстовыми документами во всемирной паутине (WWW) - HTTP.
Под межсетевым уровнем в TCP/IP
модели великая пустота. Модель ничего не говорит что происходит
так, лишь что хост-машина должна быть связана с сетью через некоторый
протокол. Никаких ограничений на этот протокол, равно как т рекомендаций
нет.
5.3 Сравнение моделей МОС и TCP/IP
Обе модели имеют много общего. Обе имеют уровневую иерархию, поддерживают понятие стека протоколов. Назначение их уровней примерно одинаково. Все уровни от транспортного и ниже используют протоколы для поддержки взаимодействия типа точка-точка, не зависящего от организации сети. Все уровни выше транспортного ориентированы на приложения.
В модели OSI центральными являются три понятия:
Наибольшее методологическое значение этой модели в четком выделении и разделении этих понятий.
Сервис определяет что делает уровень, но ничего не говорит как.
Интерфейс уровня определяет для вышележащего уровня доступа к сервису.
Протокол определяет реализацию сервиса.
Здесь можно провести аналогию с объектно-ориентированным программированием. У каждого объекта есть набор методов - сервис, которые определяют те операции, которые этот объект может выполнять. Иными словами, сервис - это семантика методов. Каждый метод имеет интерфейс - набор параметров, имя и т.п. Реализация методов скрыта в объекте - протокол; и не видима пользователю.
В TCP/IP модели нет столь же четкого выделения этих понятий. Там понятие протокола на столь четко «упрятано» и независимо от остальных частей модели. Этот факт есть следствие того как создавались эти модели. TCP/IP модель создавалась post factum, а МОС до того как появились протоколы. Поэтому понятие протокола там абсолютно не зависит от остальных частей модели. Например, изначально протоколы канального уровня в OSI создавались для соединений точка-точка. Позднее, когда появились средства типа вещания, на этот уровень были добавлены соответствующие протоколы. Никаких других изменений не последовало.
TCP/IP модель была создана когда TCP/IP стек уже существовал. Поэтому эта модель прекрасно описывала этот стек, но только этот стек и никакой другой.
Модели имеют разное число уровней. Обе имеют уровень приложений, транспортный уровень и сетевой уровень. Все остальные уровни разные.
OSI модель поддерживает на
сетевом уровне как сервис с соединением, так и без соединения.
На транспортном уровне этой модели поддерживается сервис только
с соединением. В TCP/IP наоборот:
сетевой уровень обеспечивает сервис без соединения, но транспортный
- как с соединением, так и без.
Ни модель и протоколы МОС, ни модель и протоколы TCP/IP не являются совершенными. Начнем с модели и протоколов МОС.
В конце 80-х годов казалось что у модели протоколов МОС нет конкурентов.
Однако в настоящее время очевидно что протоколы TCP/IP
захватили большую часть мира. В чем причины?
Не вовремя - введение стандарта должно следовать
за окончанием исследований, но прежде чем начнутся крупные вложения
в разработку. Эту идею поясняет рис.1-20.
Не технологичны -
Трудно реализуемы - первые
реализации были громоздки и неэффективны. Первые реализации TCP/IP
были сделаны в рамках Berkeley UNIX.
Неправильная стратегия - модель МОС результат усилий
ЕС, европейских министерств и ведомств. Даже правительство США
приложило руку. TCP/IP - плод
академической среды.
По существу OSI модель доказала свою эффективность как методологический инструмент, стала популярной чего нельзя сказать о протоколах. С TCP/IP все наоборот - модели по существу нет, зато протоколы получили широкое распространение.
В нашем курсе мы будем использовать модифицированную пятиуровневую
МОС модель, а изучать протоколы TCP/IP.
Наша гибридная модель показана на рис.1-21.
6. Примеры сетей
В середине 60-х министерство обороны США поставило задачу создания командных пунктов и управления связью, которые были бы способны сохранить работоспособность в ядерной войне. Обычные телефонные линии были не надежны, поражение АТС района означало потерю связи со всеми абонентами этого района. Министерство обороны обратилось к своему Агентству Перспективных Разработок ARPA (иногда DARPA) - Advanced Research Project Agency.
ARPA не имеет лабораторий, научных сотрудников и т.п. Это бюрократическая организация, имеющая самостоятельный бюджет, из которого она выделяет гранты университетам и компаниям, если хи идеи кажутся им интересными.
Как раз в начале 60-х Paul Baran из RAND Сorporation опубликовал идеи организации сетей на основе коммутации пакетов. После некоторых обсуждений ARPA решила, что сеть, необходимая минобороны, должна основываться на идеи коммутации пакетов.
Подсеть предполагалась из миникомпьютеров IMP - Interface Message Processor- соединенных линиями связи. Каждый как минимум с двумя. Подсеть должна была использовать дейтаграммный способ передачи.
Тендер на построение сети выиграла компания BBN в декабре 1968. IMP машины соединялись 56 Kbps каналами.
Программное обеспечение состояло из соединений IMP - host, IMP-IMP протокол, протокол IMP отправитель - IMP получатель, как показано на рис. 1-24.
Позднее для подключения терминалов к сети был создан вариант IMP, названный TIP. Потом к одному IMP стало подключаться несколько хост-машин; одна хост-машина получила возможность соединяться с несколькими IMP. Затем начались эксперименты со спутниковой и радио связью. Был поставлен эксперимент: грузовик с оборудованием двигался по дорогам южной Калифорнии, пытаясь связаться с машинами в SRI, которые через спутниковый канал передавали сообщения в Лондон. В результате экспериментов стало ясно, что имеющиеся протоколы не достаточны для межсетевой связи. В результате дополнительных усилий в 1974 были опубликован TCP/IP протоколы. ARPA передало контракты на реализацию этих протоколов в университет Беркли, где шли работы над операционной системой Unix. С появлением BSD 4.3 с реализацией TCP/IP, сокетов и другой сетевой математикой, этот пакет стал быстро распространяться.
К 1983 году ARPANET насчитывала
более 200 IMP машин.
К 1983 TCP/IP стал официальным протоколом в ARPANET. Чуть позже к сети ARPANET подключилась сеть NSFNET - сеть национального научного фонда США. После этого число сетей, подключенный к ARPANET, стало расти очень быстро. Во второй половине 80-х этот конгломерат сетей стали рассматривать как сеть сетей, а позднее как Internet. К 1990 году число сетей достигло 3000, а число машин в них - 200 000. К 1992 году число хост-машин в Internet достигло миллиона. К 1995 году число пользователей Internet достигло 20 миллионов. На сегодня оно приближается к 100 миллионам.
Значительная часть роста Internet происходила за счет подключения таких сетей как SPAN - сеть космической физики NASA, HEP - сеть физики высоких энергий, BITNET - сеть машин среднего класса (mainframe) фирмы IBM, EARN - европейской сети научно-исследовательских организаций. Сеть нашего факультета, которая охватывает сети нескольких факультетов и подразделений МГУ, - это часть сети HEP.
Соединиться всем этим сетям позволил именно TCP/IP стек. Что означает что машины включена в Internet? Это значит, что на ней используется TCP/IP стек, она имеет индивидуальный IP адрес, она может посылать TCP/IP пакеты другим машинам в сети. Тут правда не ясно куда относить персональные машины, которые используют в основном электронную почту? Они подключаются через модем к поставщику этой услуги и от его имени посылают IP пакеты другим машинам в сети.
В 1992 году было создано Сообщество Internet, чтобы способствовать распространению Internet и управлять этой сетью. Традиционными приложениями в Internet являются:
До начала 90-х Internet была
в основном сетью академических организаций. Однако, с появлением
нового приложения Всемирной паутины (World
Wide Web - WWW) положение стало резко меняться. WWW
было изобретено физиком Тимом
Бернерс-Ли в CERN.
С появлением броузера Mosaic,
созданного в национальном центре приложений для суперЭВМ, количество
WWW серверов в мире стало
резко возрастать.
Эта служба была разработана фирмой Bellcore для тех пользователей, у которых есть несколько LAN подразделений, территориально разобщенных. Для их соединения либо надо арендовать 6 телефонных линий (рис. 1-27 а), либо поступить так как показано на рис.1-27 b. В последнем случае надо арендовать четыре короткие линии от LAN до SMDS сети точки подключения.
Развитие этой службы идет в направлении вещательной передачи,
когда пользователь может определить несколько адресов для доставки
пакета. В тоже время если допустить возможность предопределения
тех телефонных номеров, от которых можно получать пакеты, пользователи
получат прекрасную возможность создания своей индивидуальной сети
на основе телефонной службы.
Некоторые телефонные сети, особенно в Европе, используют стандарт Х.25, разработанный МКТТ 70-х годах и определяющий интерфейс между сетью с коммутацией пакетов и пользователями.
Эту службу можно рассматривать как аренду виртуальной линии, по которой можно передавать пакеты длиной 1600 байт. Можно заказать постоянную виртуальную линию от одного ко многим. Разница между арендуемой физической линией и виртуальной в том, что по физической линии можно гнать данные с максимальной скоростью целый день, по виртуальной - средняя скорость будет меньше.
Эта служба предоставляет минимальный сервис. Если фрейм поступил
с ошибкой, то он просто сбрасывается. Дело пользователя определить
какой фрейм пропущен и как его восстановить. В отличии от Х.25
FR не поддерживает уведомлений
о доставке и обычного управления потоком.
Кроме проблем, связанных с быстро растущими требованиями в области сервиса, телефонные компании сталкиваются с еще одной серьезной проблемой - соединений разных сетей. Например, SMDS и FR используют собственные сети с коммутацией пакетов. DQDB - другой пример сети. Связывать и обслуживать все это разнообразие сетей - огромная головная боль. А есть еще кабельное телевидение и т.д. и т.д.
Выход из этого ада - создать единую сеть, обеспечивающую такую высокую скорость передачи, что она будет способна поддерживать любую услугу. Это нельзя сделать быстро за одну ночь. Это очень масштабный проект и он уже начался.
Этот новый сервис передачи данных называется Broadband ISDN - высокоскоростной ISDN. Этот сервис будет поддерживать передачу видео, аудио и цифровых данных высокого качества. Обеспечивать высокоскоростную связь между локальными сетями.
Основной технологией, которая делает возможным реализацию B-ISDN сервиса является АТМ (Asynchronous Transfer Mode) асинхронный способ передачи.
Центральная идея АТМ - передавать данные малыми порциями, фиксированной длины, называемых ячейками. Каждая ячейка имеет 53 байта длину - 48 на данные и 5 на заголовок. Рис. 1-29. АТМ это и технология, т.е. не видимая для пользователя, и сервис, т.е. видим для пользователя.
Переход от 100 технологии коммутации каналов, на коммутацию пакетов - это гигантский шаг. Есть много причин почему удобно передавать небольшим пакетами - ячейками:
Рассмотрим эталонную модель АТМ в том виде, как она представлена в области телефонии. Она представлена на рис.1-30. Эта модель трехмерная. Она состоит из трех уровней: физического, АТМ и уровня адаптации. Сверху пользователь может поместить любое приложение, например, стек TCP/IP.
Физический уровень определяет правила передачи и приема данных в форме потока битов и преобразования их в ячейки. Носителями этого потока могут быть разные среды. АТМ не ограничивает их число.
АТМ уровень отвечает за транспорт ячеек. Он определяет формат ячейки, заголовок, его содержимое. Отвечает за установление и поддержание виртуальных соединений. Управление потоком и заторами также сосредоточено здесь.
Уровень адаптации AAL обеспечивает приложениям пользователям возможность работы в терминах пакетов или подобных им единиц, а не ячеек.
Плоскость пользователя отвечает за транспорт данных, управление потоком, исправление ошибок и другие функции пользователя. Плоскость управления отвечает за управление соединением.
Уровни управления уровнем и плоскостью отвечают за управление ресурсами и координацию межуровневых взаимодействий.
Физический уровень и уровень адаптации имеют по два подуровня.
Они показаны на рис.1-31.
На рис.1-32 сведены в таблицу основные данные по каждому ранее рассмотренному сервису передачи данных. Почему так много? Все они появились в разное время, под давлением разных потребностей разных категорий пользователей, разрабатывались разными компаниями из разных областей: телефония, цифровые сети, телевизионные сети.
Главная | Главная по ССПД |