Главная Главная по ССПД

4. Доступ к среде передачи данных


В этой главе рассматриваются протоколы доступа к среде передаче данных с множественным доступом. Как было указано в главе 1 есть два вида сред передачи данных: точка-точка и с множественным доступом. В среде точка-точка доступ возможен только с двух сторон. Проблемы синхронизации доступа здесь не столь сложны. Этот вид сред передачи характерен для WAN сетей. Здесь мы рассмотрим каналы с множественным доступом или, как их еще называют, протоколы со случайным доступом.

В средах с множественным доступом ключевым является вопрос: как определить кому из запросивших отдать канал? Представим себе конференцию по телефону. Когда говоривший закончит речь возможно, что сразу несколько участников захотят высказаться. Они начнут говорить одновременно. Как предотвратить хаос? Протоколы для решения этой проблемы составляют основу этой главы.

Протоколы для определения кто захватит канал в случае конкуренции относятся к подуровню канального уровня, который называется МАС - Medium Access Control.

4.1 Проблема предоставления канала

Основной вопрос, который мы рассмотрим здесь - как распределять единственный канал между многими конкурирующими пользователями. Мы рассмотрим статическую и динамическую схемы, а потом изучим конкретные алгоритмы.

4.1.1 Статическое предоставление канала

Как мы уже рассматривали ранее есть два основных подхода к мультиплексированию нескольких конкурирующих пользователей на одном канале - частотное разделение (FDM).Частотное разделение хорошо работает в условиях, когда число пользователей фиксировано и каждый порождает плотную загрузку канала. Тогда каждому из них выделяется своя полоса частот, которую он использует независимо от других.

Однако, когда число пользователей велико или величина переменная, или когда трафик очень не регулярный,у FDM появляются проблемы. Если весь диапазон разделить на N полос и лишь не многим из N потребуется передача, то большая часть пропускной способности будет теряться. Если число пользователей, кому необходимо передать данные, больше N, то часть из них получит отказ из-за недостатка пропускной способности, хотя часть тех кому канал будет предоставлен может ничего не передавать или не принимать.

Таким образом предположение о постоянстве числа пользователей в среднем и статическое разделение канала на подканалы является не эффективным решение. Положение усугубляет то обстоятельство, что трафик в сетях, как правило, носит взрыво-образный характер ( отличие пиковых нагрузок от средних достигает 1000 раз). Поэтому статическое распределение было бы не эффективно, т.к. большую часть времени канал простаивал.

Это можно показать теоретически на следующей модели. Пусть у нас есть канал со скоростью С bps и мы хотим оценить среднее временя задержки Т. Средняя скорость поступления кадров равна k кадр/сек и средняя длина кадра имеет экспоненциальное распределение со средним 1/v бит/кадр. Тогда T=1/(vC-k)

Теперь давайте разделим канал на N подканалов каждый со скоростью C/N bps. Скорость поступления кадров в каждом из подканалов будет теперь v/N. Соответственно получаем

TFDM = 1/(v(C/N)-(k/N)) = N/(vC-k) = NT.

Отсюда видно, что частотное разделение в N раз хуже, по сравнению с тем как если бы все кадры как-то были бы распределены из единой очереди.

Те же самые рассуждения можно применить к временному разделению. Если каждому пользователю выделить свой слот и тот его не использует, то это пустая трата пропускной способности канала. Таким образом, ни один из известных статических методов не позволяет эффективно распределять нагрузку. Поэтому мы сосредоточимся на динамических методах.

4.1.2 Динамическое предоставление канала

Прежде чем перейти к описанию многочисленных динамических способов предоставления канала сформулируем основные пять предположений, которые мы будем использовать:

Первое предположение означает, что станции независимы и на каждой работает только одна программа или пользователь. Есть и более сложные модели. Единый канал передачи - это краеугольное предположение. Нет иного способа передать кадр - только по каналу. По отношению к времени может быть использовано одно из двух предположений. Позднее мы рассмотрим оба. Точно также сеть может использовать предположение об обнаружении несущей, а может и не использовать.

4.1.3 Протоколы множественного доступа

ALOHA
В 70-хгодах Норман Абрамсон со своими коллегами из университета Гаваи предложил простой способ распределения канала. Абрамсон назвал систему ALOHA - это приветствие по гавайски, состоявшей из наземных радиостанций, связывающих острова между собой. Идея была позволить в вещательной среде любому количеству пользователей неконтролируемо использовать один и тот же канал.

Мы здесь рассмотрим два варианта системы: чистая ALOHA и слотированная, т.е. разбитая на слоты. Основное различие - в первом случае никакой синхронизации пользователей не требуется, во втором она нужна.

Чистая ALOHA
Идея чистой ALOHA проста - любой пользователь пытается передать сообщение. Благодаря тому, что в вещательной среде он всегда имеет обратную связь, то он видит возникновение конфликта при передаче. Эта обратная связь в среде LAN происходит практически мгновенно, в системах спутниковой связи задержка составляет около 270 mсек.

Обнаружив конфликт, пользователь ожидает некоторый случайный отрезок времени после чего повторяет попытку. Ожидание должно быть случайным, иначе конкуренты будут повторять попытки в одно и то же время, что приведет к блокировке. Системы подобного типа, где пользователи конкурируют за получение общего канала, называются системами с состязаниями.

Неважно когда произошел конфликт когда первый бит одного кадра наложился на последний бит другого кадра или как-то иначе, оба кадра считаются испорченными и должны быть переданы повторно. Контрольная суммам не позволяет различать разные случаи наложения.

Какова эффективность системы ALOHA? Какая часть кадров избежала коллизий? Рассмотрим следующую модель. Есть неограниченное число пользователей, работающих на компьютерах. Все что они могут делать это - либо набирать текст, либо ждать пока набранный текст передается. Когда пользователь заканчивает набирать очередную строку, он останавливается и ждет ответа от системы. Система пытается передать эту строку. Когда она сделает это успешно, пользователь видит отклик и может продолжать работу.

Назовем временем кадра - время необходимое на передачу кадра стандартной фиксированной длины. Предполагаем, что пользователей не ограниченное число и они порождаю кадры по закону Пуассона со средним S кадров за время кадра. Поскольку при S>1 очередь на передачу будет только расти и все кадры будут страдать от коллизий, то мы будем предполагать, 0<S<1.

Также будем предполагать что вероятность k попыток послать как новые, так и ранее не прошедшие кадры за время кадра распределена по закону Пуассона со средним G попыток. Понятно, что G>=S. При слабой загрузке (S приближенно равно нулю) будет не много передач, а следовательно и коллизий - G приближенно равно S. При высокой загрузке G>S. При любой нагрузке пропускная способность это - число кадров, которые надо передать, умноженное на вероятность успешной передачи. Если обозначить P0 - вероятность успешной передачи, то S=GP0.

Рассмотрим внимательно сколько времени надо отправителю, чтобы обнаружить коллизию. Пусть он начал передачу в момент времени t0 и пусть требуется время t, чтобы кадр достиг самой отдаленной станции. Тогда если в тот момент, когда кадр почти достиг этой отдаленной станции она начнет передачу ( ведь в системе ALOHA станция сначала передает, а потом слушает), то отправитель узнает об этом только через t0+2t.

Вероятность появления k кадров на передачу при распределении Пуассона равна

P[k]=(Gke-G)/k! (4-2)

поэтому вероятность, что появится 0 кадров равна e-G. За двойное время кадра среднее число кадров будет 2G, отсюда

P0=e-2G,

а так как S=GP0, то

S=Ge-2G

Зависимость между нагрузкой и пропускной способность показана на рис. 4-3. Максимальная пропускная способность достигается при G=0,5 при S=1/2e, что составляет примерно 18%. Результат не очень вдохновляющий.

Слотированная ALOHA.
В 1972 году Робертс предложил модификацию чистой ALOHA. Все время разделяют на слоты - один кадр на слот. Ясно, что это требует синхронизации. Одна станция должна испускать сигнал начала очередного слота. Поскольку передачу теперь можно начинать не в любой момент, а только по специальному сигналу, то время на обнаружение коллизии сокращается в двое. Отсюда

S=Ge-G.

Как видно из рис. 4-3 максимум пропускной способности слотированной ALOHA наступает при G=1, где S=1/e, т.е. около 0,37, что в двое больше чем у чистой ALOHA.

Рассмотрим как G влияет на пропускную способность подсчитаем вероятность успешной передачи за k попыток. Так как e-G вероятность отсутствия коллизии при передаче, то вероятность что кадр будет передан ровно за к попыток, равна

Pk=e-G(1-e-G)k-1

Среднее ожидаемое число повторных передач будет

NEED.

Эта экспоненциальная зависимость показывает, что с ростом G резко возрастает число повторных попыток, а следовательно и общая пропускная способность канала.

4.1.4 Протоколы множественного доступа с обнаружением несущей

Лучший результат, какой мы можем получить для системы ALOHA - 1/е. Это не удивительно, так как там станция не обращает внимание на , что делают другие. В локальных сетях есть возможность определить, что делают другие станции и только после этого решать что делать.

Протоколы, которые реализую именно эту идею - определить есть ли передача и действовать соответствующе, называются протоколами с обнаружением несущей CSMA (Carrier Sense Multiply Access).

Настойчивые и не настойчивые CSMA.
Согласно протоколу, который мы сейчас рассмотрим, станция прежде чем что-либо передавать определяет состояние канала. Если канал занят, то она ждет. Как только канал освободился она пытается начать передачу. Если при этом произошла коллизия, она ожидает случайный интервал времени и все начинает с начала. Этот протокол называется CSMA настойчивым протоколом первого уровня или 1-настойчивым CSMA протоколом, потому что он начинает передачу с вероятность 1 как только обнаруживает, что канал свободен.

Здесь существенной является задержка распространения сигнала. Чем она больше. Тем больше будет коллизий, так как две готовые к передачи станции обнаружат что они обе в режиме передачи только по истечении времени задержки. Тем не менее этот протокол более эффективен, чем любая из ALOHA, так как учитывают что происходит на канале прежде, чем начать действовать.

Другой вариант CSMA - не настойчивый CSMA протокол. Основное отличие его от предыдущего в том, что готовая к передаче станция не опрашивает постоянно канал, в ожидании когда он освободиться, а делает это через случайные отрезки времени. Это несколько увеличивает задержку при передаче, но общая эффективность возрастает.

И ,наконец, CSMA настойчивый протокол уровня р. Он применяется к слотированным каналам. Когда станция готова к передаче она опрашивает канал, если он свободен, то она с вероятностью р передает свой кадр и с вероятностью q=1-p ждет следующего слота. Так она действует пока не передаст кадр. Если произошла коллизия вовремя передачи, она ожидает случайный интервал времени и опрашивает канал опять. Если при опросе канала он оказался занят, станция ждет начала следующего слота и весь алгоритм повторяется. На рис. 4-4 показана пропускная способность в зависимости от нагрузки.

CSMA с обнаружением коллизий
Настойчивые и ненастойчивые CSMA протоколы несомненно есть улучшение ALOHA, т.к. они начинают передачу только проверив состояние канала. Другим улучшением, которое можно сделать, - станции должны уметь определять коллизии как можно раньше, а не по окончании отправки кадра. Это экономит время и пропускную способность канала. Такой протокол, известный как CSMA/CD - Carrier Sense Multiply Access with Collision Detection , широко используется в локальных сетях.

На рис. 4-5 показана модель, которая используется во многих протоколах. В момент t0 станция заканчивает передачу очередного фрейма. Все станции, у которых есть кадр для передачи начинают передачу. Естественно происходят коллизии, который быстро обнаруживаются, сравнивая отправленный сигнал с тем который есть на линии. Обнаружив коллизию, станция сразу прекращает передачу на случайный интервал времени, после чего все начинается сначала. Таким образом в работе протокола CSMA/CD можно выделить три периода: состязаний, передачи и ожидания, когда нет кадров для передачи.

Рассмотрим подробнее алгоритм состязаний. Сколько времени станции, начавшей передачу, нужно, чтобы определить коллизию. Обозначим t время распространения сигнала до самой удаленной станции на линии. Для коаксиала в 1 км t = 5 ms. Тогда минимальное время для определения коллизии будет 2t. Поэтому, станция не может быть уверена, что она захватила канал до тех пор, пока в течении 2t секунд не будет коллизий. Поэтому, весь период состязаний разбивается на слоты по 2t секунд по одному биту на слот. Захватив канал, станция может далее передавать кадр с любой скоростью.

Надо подчеркнуть, что МАС подуровень обеспечивает надежную передачу, используя специальные приемы кодирования данных. Позднее, при рассмотрении Ethernet, мы подробно рассмотрим как это достигается.

4.1.5 Бесконфликтные протоколы

Хотя в протоколе CSMA/CD коллизии могут возникать только в период состязаний, тем не менее при больших t и коротких кадрах они съедают часть пропускной способности канала. Здесь мы рассмотрим как можно избежать этих коллизий.

Мы будем предполагать, что у нас есть N станций с адресами от 0 до N-1. Все адреса уникальны. Основным является вопрос: как определить кто будет владеть каналом, когда закончиться текущая передача?

Bit-Map протокол
Идея этого метода показана на
рис. 4-6. Выделяется специальный период состязаний, где количество слотов равно числу станций. Каждая станция, имеющая кадр для передачи , проставляет 1 в свой слот. В результате, в конце состязаний все станции знают кто будет передавать и в каком порядке. Передача происходит в том же порядке, в каком пронумерованы слоты. Раз станции знают кто будет передавать и в каком порядке конфликтов не будет. Если станция опоздала с заявкой на передачу, то она должна ждать следующего периода состязаний, который начнется по окончании передач, заявленных на предыдущем периоде состязаний. Такие протоколы, когда заявки на передачу откладываются и могут быть сделаны лишь в определенные периоды времени называются протоколами с резервированием.

Теперь рассмотрим производительность этого метода. Будем для удобства измерять время во временных слотах периода состязаний. Будем так же предполагать, что передача одного кадра будет занимать ровно d слотов. Для станции с небольшим номером, например, 0 или 1 время ожидания на передачу в среднем будет 1.5N, потому что она, пропустив начала состязаний, будет ждать 0.5N в первом периоде состязаний и N единиц времени во втором. Другая участь у станций со старшими номерами. Эти станции будут ожидать в среднем N/2 слотов до начала передачи. Таким образом, в среднем любая станция должна будет ждать N слотов до передачи.

При небольшой нагрузке нетрудно рассчитать эффективность метода - d/(d+N), где N - накладные расходы на передачу кадра. При плотной загрузке, когда практически каждая станция каждый раз что-то посылает, накладные расходы будут 1 бит на кадр, т.е. d/(d+1).

Адресный счетчик
В этом методе каждая станция, желающая передать выставляет свой адрес бит за битом, начиная со старшего разряда. Эти разряды подвергаются логическому сложению. Если станция выставила на очередном шаге 0, а результат логического сложения - 1, то она должна ждать и в текущих состязаниях участия не принимает. Этот метод проиллюстрирован на рис. 4-7. Эффективность этого метода d/(d + lnN)/

В 1979 Мок и Уард предложили модификацию этого метода, когда у станций динамически изменяется приоритет, на основе которого определяется победитель. Победивший в текущих состязаниях получает наименьший приоритет, который будет увеличиваться от состязания к состязанию.

4.1.6 Протоколы с ограниченным числом конфликтов

Рассмотренные нами только, что протоколы показывают, что при небольшой загрузке конфликты не опасны из-за небольшой задержки на передачу. По мере роста нагрузки они снижают эффективность канала. Поэтому при высокой загруженности канала арбитраж желателен и протоколы без коллизий предпочтительнее. А вот при низкой загрузке они вызывают дополнительные накладные расходы.

Естественно попытаться создать протокол объединяющий достоинства этих двух групп методов, т.е. использовать состязания при небольших нагрузках и бесконфликтные методы при высокой. Такие протоколы существуют и называются протоколы с ограниченным числом конфликтов. Их изучением мы и закончим рассмотрение протоколов с обнаружением несущей.

До сих пор мы рассматривали протоколы с состязаниями только, в так называемой симметричной конфигурации. Все станции, пытающиеся передать кадр, получала канал с одной и той же для всех вероятность р. Оказывается, общая производительность системы может быть улучшена если разным станциям будет сопоставлена разная вероятность.

Рассмотрим производительность в случае симметричного случая. Пусть у нас есть k станций, каждая с вероятностью p готова передать кадр. Тогда вероятность что какая-то станция успешно передаст свой кадр равна: kp(1-p)k-1.

Максимального значения эта функция достигает при p=1/k. Тогда вероятность передать сообщение какой-то станции равна

((k-1)/k)k-1.

График этой функции показан на рис. 4-8. При небольшом числе станций шансы передать кадр достаточно велики, но с ростом числа станций они резко падают. Единственным способом увеличить шансы на передачу сократить состязания. Для этого в протоколах с ограниченным числом конфликтов все станции разбиваются на непересекающиеся группы. За слот с номером 0 состязаются только станции из группы 0. Если передавать нечего или была коллизия, то члены группы 1 начинают состязания за слот 1 и т.д. В результате в каждом слоте конкуренция падает и мы имеет случай левой части кривой из рис. 4-8. Основную сложность составляет распределение станций по группам.

Адаптивный древовидный протокол
Этот протокол устроен по принципу тестирования солдат американской армии на сифилис во второй мировой войне. У n солдат брали кровь на анализ. В первой пробе смешивали часть крови каждого в общей пробирке. Если тест давал отрицательный результат, то все n считались здоровыми. Если тест давал положительную реакцию, то в пробирке смешивали только кровь первой половины солдат и опять тестировали. Если был положительный результат, то эту половину делили опять пополам и т.д. пока на обнаруживали носителя.

На рис. 4-9 показано как эта процедура применяется к станциями. Станции - листья. За слот 0 борются все станции. Если какая-то победила - хорошо. Если нет, то за слот 1 борются только станции поддерева с корнем в вершине 2. Если какая-то победила, то следующий слот резервируется для станций поддерева 3. Если был конфликт, то за следующий слот борются станции поддерева 4 и т.д.

Когда число станций велико, то вряд ли целесообразно начинать поиск с уровня 0 в дереве. Возникает вопрос с какого уровня надо начинать при заданном числе станций. Пусть число станций готовых к передаче нормально распределено. Обозначим его q. Тогда число станций, готовых к передаче и ниже уровня i, будет равно 2-iq. Естественно надо подобрать такое соотношение между i и q, когда количество конкурирующих станций будет 1, т.е. 2-iq=1 или i=log2q.

У этого алгоритма есть много вариантов. Мы здесь описали лишь основную идею.

4.1.7 Протоколы с множественным доступом и разделением частот

Здесь мы рассмотрим работу протоколов множественного доступа для оптоволоконных систем. Они построены на идее разделения частот. Вся полоса разделяется на каналы по два на станцию. Они узкий - управляющий канал, второй широкий для передачи данных. Каждый канал разбит на слоты. Все слоты синхронизируются от единых часов. Отмечается только 0 слот, чтобы можно было определить начало каждого цикла.

Обозначим m число слотов в управляющем канале и n+1 в канале данных. Из них n слотов для данных, а последний для сообщения о статусе канала. Протокол поддерживает три класса трафика:

У каждой станции есть два ресивера и два трансивера:

Другими словами каждая станция постоянно слушает свой управляющий канал, но должна настраиваться при приеме на волну передающей станции. Рассмотрим как станция А устанавливает соединение класса 2 со станцией В для передачи файла. А настраивается на управляющий канал станции В, чтобы определить какие слоты уже заняты а какие свободны. На рис. 4-10 видно что у В из 8 управляющих слотов свободны 0,4 и 5.

А выбирает, например, 4 слот и помещает туда свой CONNECTION REQUEST. В видит этот запрос и закрепляет слот 4 за А, о чем сообщает через статусный слот, который видит А. Для А это означает, что установлено однонаправленное соединение от А к В. Если нужно двунаправленное, то В должно повторить все что сделал А. Если в момент попытки А захватить слот у В, другая станция, например, С также попытается это сделать возникнет конфликт, о котором и А и С узнают через статусный слот управляющего канала.

После того как соединение установлено, А посылает В управляющее сообщение типа "Жди. В слоте 3 канала данных есть кадр." Получив такое сообщение, В настраивается на волну канала А и считывает кадр. Таким образом, мы имеем бесконфликтный канал. Хотя может случиться, что если А и С имеют соединение с В и оба скажут смотри на слот 3, там кадр от меня, то какой из двух получит В сказать заранее нельзя.

В случае дейтаграмм А шлет не запрос на соединение, а сообщение типа "в слоте 3 для тебя есть кадр". Существует много вариантов этого WDMA протокола.

4.1.8 Протоколы беспроводной связи

Для того, чтобы по настоящему мобильным, компьютер должен использовать радио канал для связи. Локальны сети построенные на основе радо канала существенно отличаются от обычных локальных сетей. Они имеют специальный МАС подуровень.

Обычная конфигурация таких сетей - в здании размещается сеть стационарных приемопередающих станций, соединенных кабелем. Если настроить приемопередатчики станций и компьютеров на расстояние 3-4 метра, то каждая комната в здании образует ячейку. В каждой ячейке действует только один канал, пропускную способность которого разделяют все машины этой ячейки. Обычна она равна 1-2 Мбита/сек.

Везде далее мы будем предполагать ради простоты изложения, что все передатчики работают на одной и той же частоте. Когда приемник оказывается в зоне действия двух активных передатчиков, то он принимает искаженный сигнал, который рассматривается как бесполезный шум.

Естественно было бы попытаться использовать протокол CSMA для радио канала. Однако, в нашем случае возникают проблемы. Рассмотрим рис. 4-11. Станции А и В могут взаимодействовать, станция С может взаимодействовать с B и D, но не с А. Рассмотрим, что будет происходить когда А будет передавать В (рис. 4-11 а). Поскольку С вне действия А, то она не слышит передачи А и может начать свою, что приведет к коллизии. Эта проблема станции, не способной увидеть конкурента называется проблемой спрятанной станции.

Рассмотрим теперь что будет если В начнет передачу, например, А. С услышит эту передачу и ложно заключит что она не может передавать станции D, хотя она свободна. Эта ситуация называется проблемой мнимой станции.

Итак, все сводится к тому как узнать есть ли реальная передача абоненту, которому надо передать сообщение. В силу ограниченности диапазона действия каждого передатчика протокол CSMA не подходит.

MACA .
Первые протоколы, разработанные для беспроводных сетей относились к протоколам класса МАСА (Multiple Access Collision Avoidance). Идея заключалась в том, чтобы отправитель принудил получателя послать короткое сообщение перед началом передачи. Все станции, находящиеся в зоне действия получателя, услышат этот сигнал и не начнут передачи. Этот протокол иллюстрирует рис. 4-12.

Рассмотрим как А передает сообщение В. А начинает с передачи специального сообщения RTS (Request To Send). Это короткое сообщение (30 байт) несет информацию (например, длину) о настоящем сообщении. В в ответ шлет CLS (Clear To Send) сообщение. В этом сообщении повторяются данные о сообщении, которое последует. По получении CTS А начинает передачу.

Теперь рассмотрим как другие станции реагируют на RTS и CTS сообщения. Станции близко расположенные к A слышат RTS и знают что надо хранить молчание достаточное время, чтобы передать сообщение. Станции близкие к В слышат CTS и тоже не будут инициировать передачу для В. Эти ситуации показаны на рис. 4-12.

Однако, несмотря на все эти предосторожности коллизии все-таки могут случаться. Например, если две станции в одно и то же время пошлют RTS сообщения. Эти сообщения конфликтуют. Поэтому никакой реакции на них не поступит. Станции переждут некоторый случайный интервал времени и повторят попытку. Подробно мы будем рассматривать эти алгоритмы при изучении IEEE 802.3.

4.2 Стандарт IEEE 802 для локальных и муниципальных сетей

Здесь мы перейдем от изучения абстрактных протоколов к рассмотрению конкретных стандартов, используемых в реальных системах. Все стандарты для локальных сетей сконцентрированы в IEEE 802. Стандарты разделены на части. IEEE 802.1содержит введение в стандарты и описание примитивов. IEEE 802.2 описывает протокол LLC (Logical Link Control), который является верхней частью канального протокола. Стандарты с IEEE 802.3 по IEEE 802.5 описывают протоколы для локальных сетей CSMA/CD, шину с маркером и кольцо с маркером. Каждый стандарт покрывает физический уровень и МАС подуровень. Их изучением мы и займемся.

4.2.1 Стандарт IEEE 802.3 и Ethernet

IEEE 802.3 стандарт относится к 1-настойчивым протоколам CSMA/CD для локальных сетей. Напомним, что прежде чем начать передачу станция опрашивает канал. Если он занят она ждет и как только он освободиться она начинает передачу. Если несколько станций одновременно начали передачу, то это коллизия. Они тут же ее прекращают. Ожидают некоторый случайный отрезок времени и все начинается сначала.

IEEE 802.3 имеет очень интересную историю. Начало положила ALOHA. Потом XEROX PARC построил CSMA/CD канал на 2.94 Mbps, объединивший 100 персональных компьютеров на 1 км. кабеле. Эта система была названа Ethernet (сетевой эфир) по аналогии с люминофорным эфиром. Когда Максвелл теоретически описал электромагнитное излучение долгое время считалось, что оно распространяется в некоей среде - эфире. И лишь в 1887 Мейхельсон и Морли экспериментально показали, что электромагнитное излучение может распространяться в вакууме.

Ethernet Xerox'а получил такой большой успех, что Xerox DEC Intel решили объединиться и создали 10 Mbps Ethernet. Этот стандарт и составил основу IEEE 802.3 стандарта. Отличие стандарта от оригинальной разработки состояло в том, стандарт охватывал все семейство 1-настойчивых алгоритмов, работающих со скоростью от 1 - 10 Mbps. Есть так же отличия в заголовке кадров. Стандарт определяет также параметры физической среды для 50-омного коаксиального кабеля.
IEEE 802. Кабели
Всего по стандарту допускается четыре категории кабелей, которые перечислены на
рис. 4-17. Исторически первым был, так называемый, толстый Ethernet - 10Base5. Это желтого цвета кабель с отметками через каждый 2.5 метра, которые указывают где можно делать подключения. Подключение делается через специальные розетки с трансивером, которые монтируются прямо на кабеле. 10Base5 означает, что кабель обеспечивает пропускную способность на 10 Мбит/сек, использует аналоговый сигнал и максимальная длина сегмента - 500 метров.

Исторически вторым появился кабель 10Base2 - тонкий Ethernet. Это более простой в употреблении кабель, с простым подключением через BNC коннектор. Этот кабель дешевле. Однако, его сегмент не должен превосходить 200 метров и содержать более 30 машин.

Проблемы поиска обрыва или частичного повреждения кабеля привели к созданию совершенно иной кабельной конфигурации на витой паре. Здесь каждая машина соединена со специальным устройством - хабом (hub) витой парой. Этот способ подключения называется 10Base-T.

Эти три способа подключения показаны на рис. 4-18. В 10Base5 трасивер размещается прямо на кабеле. Он отвечает за обнаружение несущей частоты и коллизий. Когда трансивер обнаруживает коллизию, то он тоже посылает специальный сигнал по кабелю, чтобы гарантировать что другие трансиверы услышат коллизию. Трансивер на кабеле соединяет с компьютером трансиверный кабель. Его длина не должна превосходить 50 метров. Он состоит из 5 витых пар. Две для передачи данных от и к компьютеру, две для передачи управляющей информации от и к компьютеру, и пятая пара - для подачи питания на трансивер. Некоторые трансиверы позволяют подключать к себе до восьми машин.

Трансиверный кабель подключается к контроллеру в компьютере. На этом контроллере есть специальный крис. алл, который отвечает за прием кадров и их отправку, проверку и формирования контрольной суммы. В некоторых случаях он отвечает за управление буферами на канальном уровне, очередью буферов на отправку, прямой доступ к памяти машины и другие вопросы доступа к сети.

У 10Base2 трансивер расположен на контроллере. Каждая машина должна иметь свой индивидуальный трансивер.

У 10Base-T трансивера нет вовсе. Машина соединяется с хабом витой парой, длина которой не должна превосходить 100 метров. Вся электроника сосредоточена в хабе.

Ну, и наконец, последний вид кабеля 10Base-F - оптоволоконный вариант. Он относительно дорог, но низкий уровень шума и длина одного сегмента - важные достоинства этого кабеля.

На рис. 4-19 показаны различные топологии использования Ethernet. Для того чтобы увеличить длину сегмента используются репиторы. Это устройство физического уровня, которое отвечает за очистку, усиление и передачу сигнала. Репиторы не могут отстоять более чем на 2.5 км и на одном сегменте их не может быть более четырех.

Манчестерский код
Ни одна версия IEEE 802.3 не использует прямого кодирования, т.к. оно очень не однозначно. Нужен был метод, которые бы позволял определять начало, середину и конец передачи каждого бита без особой побитной синхронизации. Было предложено два метода для этого Манчестерский код и Дифференциальный Манчестерский код.

При использовании Манчестерского кода весь период передачи бита разбивается на два равных интервала. При передаче 1 передается высокий сигнал в первом интервале и низкий - во втором. При передаче 0 - все наоборот. Такой подход имеет переход в середине передачи каждого бита, что позволяет синхронизоваться приемнику и передатчику. Недостатком такого подхода является то, что пропускная способность канала падает в двое по сравнению с прямым кодированием. Манчестерский код показан на рис. 4-20.

При использовании дифференциального манчестерского кода при передаче 1 в начале передачи нет различия в уровне с предыдущим интервалом передачи, а при передаче 0 - есть. Это хорошо видно на рис. 4-20.

IEEE 802.3 протокол МАС подуровня
Структура кадра в IEEE 802.3 показана на рис. 4-21. Кадр начинается с преамбулы - 7 байт вида 10101010, обеспечивает 5,6 ms для синхронизации приемника и передатчика. Затем следует стартовый байт 10101011 обозначающий собственно начало передачи.

Стандарт допускает 2 и 6 байтные адреса. Хотя для 10Base используются только 6 байтные. 0 в старшем бите адреса получателя указывает на обычный адрес. Если там 1 - это признак группового адреса. Групповой адрес позволяет обращаться срезу к нескольким станциям одновременно. Если адрес получателя состоит из одних 1 - это вещательный адрес, т.е. этот кадр должны получить все станции в сети.

Другой интересной возможностью адресации является различие локального адреса и глобального. На то какой адрес используется указывает 46 бит. Если он 1 - это локальный адрес, который устанавливается сетевым администратором и вне данной сети смысла не имеет. Глобальный адрес устанавливает IEEE и гарантирует, что нигде в мире нет такого второго. С помощью 46 битов можно получить 7х1013 глобальных адресов.

Поле Длины указывает на длину поля данных. Она может быть от 0 до 1500 байт. То что поле данных может иметь длину 0 вызывает проблему для обнаружения коллизий. Поэтому IEEE 802.3 предписывает, что кадр не может быть короче 64 байт. Если длина поля данных не достаточна, то поле pad компенсирует нехватку длины.

Ограничение на длину кадра связано со следующей проблемой. Если кадр короткий, то станция может закончить передачу прежде чем начало кадра достигнет самого отдаленного получателя. В этом случае она может пропустить коллизию и ошибочно считать , что кадр доставлен благополучно. Пусть t минимальное время распространения сигнала до самой удаленной станции. Тогда минимальная длина кадра - время передачи кадра должно занимать не менее 2t секунд. Эту ситуацию поясняет рис. 4-22. Для IEEE 802.3 (2.5 км и четырех репиторах) это время равно 51,2 ms, что соответствует 64 байтам. При больших скоростях длина кадра должна быть еще больше. Например, на скорости 1 Gbit/s при длине сегмента 2.5 км она будет 6400 байтов. И это становится проблемой при переходе на высокие скорости передачи.

Последнее поле - контрольная сумма, которая формируется с помощью CRC кода. Мы рассматривали эти коды в главе 3.

Двоичный экспоненциальный алгоритм задержки
Теперь рассмотрим как определяется случайная величина задержки при возникновении коллизий. При возникновении коллизии время разбивается на слоты диной, соответствующей наибольшему времени распространения сигнала в оба конца (2t). Для 802.3 это время при длине линии 2.5 км и четырех репиторах равно 51.2 ms.

При первой коллизии станции, участвовавшие в ней случайно выбирают 0 или 1 слот для ожидания. Если они выберут одно и то же число, то коллизия возникнет опять. Тогда выбор будет происходить среди чисел 0 - 2i-1, где i - порядковый номер очередной коллизии. После 10 коллизий число слотов достигает 1023 и далее не увеличивается, после 16 коллизий Ethernet контроллер фиксирует ошибку и сообщает о ней машине, т.е. более высокому уровню стека протоколов.

Этот алгоритм называется двоичной экспоненциальной задержки. Он позволяет динамически подстраиваться под число конкурирующих станций. Если для каждой коллизии случайный интервал был бы равен 1023, то вероятность повторной коллизии для двух станций была бы пренебрежимо мала. Однако, среднее время ожидания разрешения коллизии было бы сотни слотов. Если бы случайный интервал был бы постоянно 0 или 1, то при 100 станциях разрешение коллизии потребовало бы годы, так как 99 станций должны были бы случайно выбрать, скажем, 0 и лишь одна - 1.

802.3 производительность
Здесь мы рассмотрим производительность 802.3 при условии плотной и постоянной нагрузки. У нас есть k станций всегда готовых к передаче. При коллизиях мы упростим анализ и будем рассматривать не алгоритм двоичной экспоненциальной задержки, а постоянную вероятность повторной передачи в каждом слоте. Если каждая станция участвует в состязаниях в слоте с вероятностью p, то вероятность А, что некоторая станция захватит канал в этом слоте, равна

A = kp(1-p)k-1 (4-6)

А достигает максимума при p=1/k бА стремится к 1/е при k стремящемся в бесконечность. Вероятность, что период состязаний будет иметь j слотов равна A(1-A)j-1. Отсюда среднее число слотов в состязаниях равно

NEED !!

Так как каждый слот имеет длительность 2t, то средний интервал состязаний w, равен 2t/А. Предполагая оптимальное значение р, w<=2tе, что приближенно равно 5.4t. Если передача кадра средней длины занимает Р сек, то при условии большого числа станций, постоянно имеющих кадры для передачи, эффективность канала равна
P/(P+2t/A)

Из этой формулы видно чем длиннее кабель, тем хуже эффективность, т.к. растет длительность периода состязаний. При длительности 51.2 ms, что соответствует 2.5 км при четырех репиторах и скорости передачи 10 Мбит/сек, минимальный размер кадра - 512 бит или 64 байта.

На рис. 4-23 показана зависимость эффективности канала от числа готовых к передаче станций при сделанных выше предположениях о длине канала, скорости передачи и минимальной длине кадра.

Важное замечание, как показали экспериментальные исследования предположение о том, что трафик в канале может быть описан распределением Пуассона (опираясь на это предположение было сделано очень много теоретических исследований) не верно. Увеличение длительности наблюдений не сглаживает трафик, не дает определенного среднего значения.

4.2.2 Стандарт IEEE 802.4: шина с маркером

Стандарт 802.3 получил очень широкое распространение. Однако, там где возникала потребность в реальном времени он вызывал нарекания. Во-первых, потому что с не нулевой вероятностью станция может ожидать сколь угодно долго отправки кадра. Там нет понятия приоритета, который бы позволил разделять кадры по приоритетам, что очень важно для приложений реального времени.

Простейшая система с заранее известным наихудшим случаем ожидания - кольцо. Если есть n станций, соединенных в кольцо, и передача кадра занимает Т сек, то максимальное время ожидания передачи кадра будет не более nT. Специалистам по системам реального времени нравилась идея кольца, но не нравилась ее физическая реализация. Во-первых, кольцо не надежно - обрыв в одном месте разрушает всю систему. Во-вторых, оно плохо соответствовало топологии многих сборочных линий на заводах. В результате был разработан стандарт, который объединял достоинства 802.3 с гарантированным наихудшим временем передачи и приоритетностью кадров.

Этот стандарт был назван 802.4 и описывал ЛВС шина с маркером.

Физически шина с маркером имеет линейную или древовидную топологию. Логически станции объединены в кольцо (рис. 4-25), где каждая станция знает своего соседа справа и слева. Когда кольцо инициализировано станция с наибольшим номером может послать первый кадр. После этого, она передает разрешение на передачу своего кадра своему непосредственному соседу, посылая ему специальный управляющий кадр - маркер. Передача кадра разрешена только станции, владеющей маркером. Так как маркер один, то всегда только одна станция может передавать и коллизий не возникает.

Важно отметить, что на порядок передач влияет только логические номера станций, а не их физическое размещение. Маркер передается только логическому соседу. Естественно, протокол должен учитывать случай, когда станция подключается к кольцу в ходе функционирования.

802.4 МАС очень сложный протокол, который поддерживает 10 таймеров и более 24 внутренних переменных. Его описание занимает более 200 страниц.

На физическом уровне 802.4 используется коаксиальный 75-омный кабель, три разные схемы аналоговой модуляции, скорость передачи - 1.5 и 10 Мбит/сек. Он полностью не совместим с физическим уровнем 802.3.

МАС протокол для шины с маркером.
При инициализации станции образуют кольцо в соответствии с их адресами от старших к младшим. Маркер так же передается от станций с большими адресами к станциям с меньшими адресами. Каждый раз когда станция получает маркер, она имеет возможность передавать кадры в течении определенного промежутка времени. После этого она должна передать маркер следующей станции. Если кадры достаточно короткие, то несколько последовательных кадров могут быть посланы. Если у станции нет данных для передачи, то она передает маркер дальше немедленно по его получении.

Шина с маркеров определяет четыре приоритета для кадров: 0,2,4 и 6. Для простоты можно представить что станция разделена внутри на четыре подстанции, по одной на уровень приоритета. Как только кадр поступает сверху, он распределяется на одну из подстанций в соответствии с приоритетом. Таким образом, каждая подстанция имеет свою очередь кадров на передачу.

Когда маркер поступил по кабелю, он попадает в подстанцию с приоритетом 6. Если у нее есть кадр на передачу, она его передает, если нет, то маркер передается подстанции с приоритетом 4. Эта подстанция передает свои кадры в течении своего интервала времени, либо по истечении определенного промежутка, передает маркер подстанции с приоритетом 2. Так продолжается до тех пока подстанция с приоритетом 0 перешлет свои кадры либо ее таймер исчерпается и она отдаст маркер следующей станции.

Не вдаваясь в детали управления таймерами, должно быть ясно, что подстанция с номером 6 имеет наивысший приоритет и в любом случае ее кадрам обеспечена гарантированная пропускная способность. Эта подстанция и используется для передачи трафика реального времени. Например, пусть у нас есть сеть из 50 станций, работающая на скорости 10 Мбит/сек и настроенная так, что на подстанции с приоритетом 6 остается 1/3 пропускной способности. Тогда каждая станция имеет гарантированно для приоритета 6 скорость не менее 67 Кб/с. Эта пропускная способность может быть использована для управления устройствами в реальном масштабе времени.

На рис. 4-26 показан формат кадра для шины с маркером. Поле Preamble предназначено для синхронизации таймера получателя и не короче одного байта. Поля Start delimiter и End delimiter предназначены для распознавания начала и конца кадра. Они имеют специальную кодировку, которая не может встретиться у пользователя. Поэтому поля длина кадра не требуется. Поле Frame control отделяет управляющие поля от полей данных. Для кадров данных здесь указывается приоритет кадра. Это поле также используется станцией получателем для подтверждения корректного или не корректного получения кадра. Без этого поля получатель был бы лишен возможности давать подтверждения - у него нет маркера.

В управляющих кадрах это поле используется для указания типа кадра. Среди них передача маркера, всевозможные кадры для поддрежки кольца, например, включение станции в кольцо и исключение станции из кольца.

Поле адрес получателя и адрес отправителя такие же как и в 802.3. Там могут быть 2 байтные или 6 байтные адреса. Поле данных может иметь длину не более 8182 байта при 2 байтном адресе и 8174 при 6 байтном адресе. Это в пять раз длиннее, чем в 802.3. Там кадр короче, чтобы предотвратить захват одной станцией канала на долго. Здесь это не опасно так, как есть таймер, а для реального времени бывает полезно иметь длинные кадры. Контрольная сумма как и в 802.3 используется для обнаружения ошибок.

На рис. 4-27 показан кадр передачи маркера.

Поддержка логического кольца.
Поддержка логического кольца в основном связана с проблемами включения и выключения станций. МАС подуровень 802.4 детально описывает как все должно происходить, чтобы сохранять известным наихудший случай при передаче маркера. Кадры, которые используются для этого показаны на рис. 4-27. Рассмотрим кратко как они используются.

Когда кольцо установлено, интерфейс каждой станции хранит адреса предшествующей станции и последующей станции в кольце. Периодически держатель маркера рассылает один из SOLICIT_SUCCESSOR кадр (см. рис. 4-27), предлагая новым станциям прис. единиться к кольцу. В этом кадре указаны адрес отправителя и адрес следующий за ним станции в кольце. Станции с адресами в этом диапазоне адресов могут прис. единиться к кольцу. Таким образом сохраняется упорядоченность ( по возрастанию) адресов в кольце.

Если ни одна станция не откликнулась на SOLICIT_SUCCESSOR кадр, то станция-обладатель маркера закрывает окно ответа и продолжает функционировать как обычно. Если есть ровно один отклик, то откликнувшаяся станция включается в кольцо и становиться следующей в кольце. Если две или более станции откликнулись, то фиксируется коллизия. Станция-обладатель маркера запускает алгоритм разрешения коллизий, посылая кадр RESOLVE_CONTENTION. Этот алгоритм - модификация алгоритма обратного двоичного счетчика на два разряда.

У каждой станции в интерфейсе есть два бит, устанавливаемых случайно. Их значения 0,1,2 и 3. Значение этих битов определяют величину задержки, при отклике станции на приглашение подключиться к кольцу. Значения этих бит переустанавливаются каждые 50mсек.

Процедура подключения новой станции к кольцу не нарушает наихудшее гарантированное время для передачи маркера по кольцу. У каждой станции есть таймер, который сбрасывается когда станция получает маркер. Прежде чем он будет сброшен его значение сравнивается с некоторой величиной. Если оно больше, то процедура подключения станции к кольцу не запускается. В любом случае за один раз подключается не более одной станции за один раз. Теоретически станция может ждать подключения к кольцу сколь угодно долго, на практике не более нескольких секунд. Однако, с точки зрения приложений реального времени это одно из наиболее слабых мест 802.4.

Отключение станции от кольцо очень просто. Станция Х с предшественником S и последователем Р шлет кадр SET_SUCCESSOR, который указывает Р что отныне его предшественником является S. После этого Х прекращает передачу.

Инициализация кольца - это специальный случай подключения станции к кольцу. В начальный момент станция включается и слушает канал. Если она не обнаруживает признаков передачи, то она генерирует CLAIM_TOKEN маркер. Если конкурентов не обнаружилось, то она генерирует маркер сама и устанавливает кольцо из одной станции. Периодически она генерирует кадры SOLICIT_SUCCESSOR, приглашая другие станции включиться в кольцо. Если в начальный момент сразу две станции были включены, то запускается алгоритм обратного двоичного счетчика с двумя разрядами.

Из-за ошибок передач и сбоев оборудования могут возникать проблем с передачей маркера. Например, станция передала маркер соседней, а та неожиданно "грохнулась" - что делать? Стандарт дает прямолинейное решение - предав маркер, станция слушает. Если не последует передач кадра или маркера, то маркер посылается вторично.

Если и при повторной передаче маркера ничего не последовало, то станция посылает WHO_FOLLOWS кадр, где указан не отвечающий сосед. У видя этот кадр, станция, для которой не отвечающая станция - предшественник, шлет кадр SET_SUCCESSOR, и становится новым соседом. При этом не отвечающая станция исключается из кольца.

Теперь предположим, что остановился не только следующая станция, но и следующая за ней. В этом случае запускается новая процедура, посылкой кадра SOLICIT_SUCCESSOR_2. В ней участвует процедура разрешения конфликтов. При этом все кто хочет подключиться к кольцу могут это сделать. Фактически кольцо переустанавливается.

Другой вид проблем возникает, когда останавливается держатель маркера и маркер исчезает из кольца. Эта проблема решается запуском процедуры инициализации кольца. У каждой станции есть таймер, который сбрасывается каждый раз, когда маркер появляется. Если значение этого таймера превысит некоторой заранее установленное значение, то станция генерирует кадр CLAIM_TOKEN. При этом запускается алгоритм обратного двоичного счетчика.

Если оказалось два и более маркеров на шине, станция, владеющая маркером, увидев передачу маркера на шине, сбрасывает свой маркер. Так повторяется до тех пор пока не останется ровно один маркер в системе.

4.2.3 Стандарт IEEE 802.5: кольцо с маркером

Сети с кольцевой топологией известны давно и используются широко. Среди их многочисленных достоинств есть одно особо важное - это не среда с множественным доступом, а последовательность соединений точка-точка, образующих кольцо. Соединения точка-точка хорошо изучены, могут работать на разных физических средах: витая пара, коаксиал или оптоволокно. Способ передачи в основно цифровой, в то время как у 802.3 есть значительная аналоговый компонент. Кольцо так же представляет справедливую среду с известной верхней границей доступа к каналу. В силу этих причин IBM выбрало кольцо как основу своего стандарта, а IEEE его включило как стандарт 802.5 - кольцо с маркером.

Важной проблемой при создании кольцевой сети является "физическая длина" бита. Пусть данные передаются со скоростью R Mbps. Это значит, что каждые 1/R ms на линии появляется бит. Учитывая, что сигнал распространяется со скоростью 200 m/ms, то один бит занимает 200/R метров кольца. Отсюда, при скорости 1 Мbps и длине окружности 1 км кольцо вмещает не более 5 бит одновременно. Значение этого факта станет ясно позднее.

Как уже отмечалось, кольцо - это последовательность соединений точка-точка. Бит, поступая на интерфейс копируется во внутренний буфер интерфейса, и передается на кольцо опять (см. рис.4-28). В буфере бит может быть проанализирован и возможно изменен. Эти операции вносят задержку на один бит в каждом интерфейсе.

В сети кольцо с маркером пока станциям нечего передавать циркулирует особая последовательность бит, называемая маркер. Если станции нужно передать данные она должна захватить маркер и удалить его из кольца. Это достигается изменением одного бита в 3-х байтном маркере, в результате чего маркер тут же превращается в заголовок обычного кадра. Поскольку в кольце может быть только один маркер, то только одна станция может передавать данные. Так решается вопрос доступа в сети кольцо с маркером.

Следствием конструкции сети кольцо с маркером является т, что сеть должна иметь достаточную протяженность, чтобы маркер могут уместиться в ней целиком даже когда все станции находятся в ожидании. Задержки складываются из двух компонентов - 1 бит задержка на интерфейсе станции и задержка на распространение сигнала. Учитывая, что станции могут выключаться, например на ночь, следует что на кольце должна быть искусственная задержка, если кольцо не достаточно длинное.

Интерфейс станций может работать в двух режимах: прослушивания и передачи. В режиме прослушивания он лишь копирует бит в свой буфер и передает этот бит дальше по кольцу. В режиме передачи, предварительно захватив маркер, интерфейс разрывает связь между входом и выходом и начинает передачу. Чтобы быть способным за 1 бит задержку переключиться из одного режима в другой, интерфейс должен предварительно за буферизовать данные для передачи.

По мере распространения передаваемых битов по кольцу они будут возвращаться к передающей станции. Она должна их убирать с линии, либо буферизуя для последующего анализа, с целью повышения надежности передачи, либо просто сбрасывая. Поскольку кадр целиком никогда не появляется на линии, то архитектура сети кольца с маркером не накладывает никаких ограничений на длину кадра. Как только станция закончила передачу и удалила последний переданный бит с линии, она должна сгенерировать маркер и переключиться в режим прослушивания.

В такой сети просто уведомлять о получении кадра. В каждом кадре есть бит уведомления. Станция-получатель устанавливает этот бит при получении кадра. Станция отправитель при возвращении этого кадра анализирует этот бит и может определить были ли этот кадр получен. Так же можно поступать и с проверкой контрольной суммы, лишь бы эта проверка могла быть выполнена за 1 бит задержку.

При малой загрузке станции в сети кольцо с маркером сразу смогут передавать свои сообщения. По мере роста загрузки у станций будут расти очереди на передачу и они в соответствии с кольцевым алгоритмом будут захватывать маркер и вести передачу. Постепенно загрузка кольца будет расти пока не достигнет 100%.

Теперь обратимся непосредственно к стандарту IEEE 802.5. На физическом уровне он использует витую пару со скоростью 1 или 4 Mbps, хотя IBM позднее ввела 16Mbps. Сигнал на линии кодируется с помощью дифференциального манчестерского кода, используя запрещенные комбинации low-low и high-high для управляющих байтов.

С кольцом связана одна серьезная проблема- если связь в кольце где-то нарушается, то вся конфигурация становится не работоспособной. Эта проблема решается с помощью, так называемого, кабельного центра. Это решение показано на рис. 4-29. В случае если какая-то станция выходит из строя, реле замыкается и станция исключается из кольца. Реле может управляться и программно, выводя временно станцию из кольца, например, для тестирования. Хотя стандарт 802.5 непосредственно не предписывает использование кабельного центра, на практике он часто используется с целью повышения надежности и удобства обслуживания сети.

Вместо станции у кабельного центра может прис. единятся другой кабельный центр. Таким образом, кабельные центры могут объединяться в структуры, подобно тому как hub соединяются в 802.3. Однако, форматы и протоколы у них разные.

Кольцо с маркером: протокол МАС подуровня.
Основные операции МАС протоколы довольно просты. При отсутствии данных по кольцу циркулирует 3-х байтный маркер. Как только какой-то станции надо передать данные, она инвертирует специальный бит в маркере с 0 на 1, превращая маркер в стартовую последовательность байтов для передачи кадров и добавляя данные для передачи, как это показано на рис. 4-30.

В нормальных условиях станция отправитель должна постоянно забирать с линии биты, которые возвращаются к ней, обойдя кольцо. Даже очень длинное кольцо вряд ли будет способно вместить короткий кадр. Поэтому, биты, ранее посланные, начнут возвращаться прежде, чем станция закончит передавать кадр.

Станция может держать маркер не более 10 mсек, если при инсталляции не было установлено иного значения. Если после отправки кадра остается достаточно времени, то посылаются следующие. После того как посланы все кадры или истекло время владения маркером станция обязана сгенерировать маркер и вернуть его на линию.

Starting delimiter и Ending delimiter отмечают начало и конец кадра соответственно. Они содержат запрещенные в дифференциальных манчестерских кодах последовательности. Access control байт содержит маркерный бит, Monitor bit, Priority bits, Reservations bits они будут описаны позднее.

Destination address и Source address такие же как и в 802.3 и 802.4. За ними следует поле данных , которое может быть сколь угодно длинное, лишь бы его передача уместилась во время владения маркером. Поле Checksum такое же как и в 802.3 и 802.4.

Байт, которого нет ни в 802.3 ни в 802.4 - Frame status байт. В нем есть А и С биты. Когда кадр поступает к станции получателю, ее интерфейс инвертирует бит А. Если кадр успешно скопирован, то инвертируется и бит С. Кадр может быть не скопирован в силу разных причин: нет места в буфере, задержки и т.п.

Когда станция получатель снимает ранее посланные биты с линии она анализирует биты А и С. По их комбинации она может определить, успешно или нет прошла передача. Возможно три комбинации значений этих битов:

  1. А=0, С=0 - получатель отсутствует;
  2. А=1 , С=0 - получатель есть, но кадр не принят;
  3. А=1 , С=1 - получатель есть и кадр принят.

Это обеспечивает автоматическое уведомление о получении кадра. Если кадр почему-то не был принят, то у станции есть возможность сделать несколько попыток передать его. Биты А и С дублируются в байте Frame Status с целью повысить надежность, так как этот байт не подпадает под контрольную сумму.

Ending delimiter содержит специальный бит, который устанавливает интерфейс любой станции если он обнаруживает ошибку. Там также есть бит, которым можно метить последний кадр в логической последовательности кадров.

В 802.5 есть тщательно проработанная схема работы с приоритетами. В 3-х байтном маркере в среднем байте есть поле отведенное для приоритета. Если станции надо передать кадр с приоритетом n,то ей надо ждать пока появиться маркер с приоритетом меньшим или равным n.Более того, когда кадр с данными проходит по кольцу станции может указать значение приоритета, который ей нужен. Для этого она записывает нужное значение в поле Reservation bits.Однако, если там уже записан более высокий приоритет, станция не может туда писать. После завершения передачи кадра генерируется маркер с приоритетом, зарезервированном в этом кадре.

Этот механизм приоритетов имеет один недостаток: приоритет все время растет. Поэтому 802.5предусматривает довольно сложные правила понижения приоритета. Суть этих правил сводится к тому, что станция, установившая наивысший приоритет, обязана его понизить после передачи кадра.

Заметим, что работа с приоритетами в кольце с маркером и шине с маркером организована по разному. На шине с маркером каждая станция получает свою долю пропускной способности канала. В кольце с маркером станция с низким приоритетом может ждать сколь угодно долго маркера с надлежащим приоритетом. Это различие отражает различие подходов двух комитетов: что важнее высоко приоритетный трафик или равномерное обслуживание всех станций.

Поддержка кольца.

В 802.5 поддержка кольца организована иначе, чем это сделано в 802.4. Там был создан довольно длинный протокол для полностью децентрализованной поддержки. В 802.5 предусмотрено в кольце всегда есть станция-монитор контролирующая кольцо. Если станция-монитор по какой-либо причине потеряет работоспособность, есть протокол выбора и объявления другой станции на кольце как монитора. Любая станция способна быть монитором.

При включении или если какая-то станции заметит отсутствие монитора, она посылает CLAIM_TOKEN кадр. Если она первая, кто послал такой кадр, то она и становится монитором. На рис. 4-31 показаны кадры для поддержки кольца.

Среди задач, которые должен решать монитор, - слежение за наличием маркера, выполнение определенных действий если коль нарушено, устранение грязи или беспризорных кадров. Такие кадры могут появиться если станция начала передачу и не закончила по какой-либо причине. Монитор обнаруживает отсутствие маркера с помощью специального таймера, отмечающего время отсутствия маркера на кольце. Если значение этого таймера превысит некоторое значение, то считается что маркер потерян и монитор обязан принять надлежащие меры.

При появлении грязи т.е. кадра с неверным форматом или контрольной суммой, монитор снимает его с линии и генерирует маркер. Беспризорные кадры монитор обнаруживает с помощью Monitor bit в Access control байте. Когда кадр проходит через монитор первый раз, монитор устанавливает этот бит в единицу. Поэтому, если очередной кадр пришел с единицей в этом бите, то этот кадр не был принят и монитор должен его удалить из кольца.

Важной функцией монитора является установка задержки на кольце, достаточной чтобы в кольце уместился 24 битный маркер.

Монитор не может определить где произошел разрыв кольца. Поэтому, если какая-то станция заметит отсутствие соседа она генерирует BEACON кадр. По мере распространения этого кадра по кольцу определяется какие станции живы, а какие нет и удалить их из кольца с помощью кабельного центра.

Любопытно сравнить подходы в управлении кольцом в 802.4 и 802.5. Комитет, разработавший шину с маркером, боялся до смерти допустить хоть какую-нибудь централизацию в системе. Поэтому все станции в системе одинаковы и лишь одна получает особые права, но лишь на определенный промежуток времени.

В 802.5 разрешен монитор - явно централизованный механизм. Просто разработчики считали, что станции достаточно надежные и редко выходят из строя. Поэтому, если монитор генерирует с заданной периодичностью кадр ACTIVE MONITOR PRESENT никто не попытается его заменить. Нет механизма позволяющего сменить существующий монитор.

Эти различия отражают различия приложений, которые имели ввиду представители этих комитетов. 802.4 - имели дело с приложениями на заводах, где много металла, есть агрессивные среды и т.п. Поэтому возможны отказы станций, разрушения сети. 802.5 имели ввиду офисные приложения, где защита от отдельных ошибок вряд ли оправдает серьезные затраты на нее.

4.2.4 Сравнение 802.3, 802.4 и 802.5

Итак, есть три разные МАС среды, несовместимые. Какую из них выбрать? Здесь мы сравним все три стандарта 802.

Начать следует с того, что все три стандарта используют примерно одинаковую технологию и имеют примерно одинаковую производительность. Инженеры могут бесконечно спорить о том что лучше коаксиал или витая пара, но рядовому пользователю, компьютерному обывателю это право все равно.

Достоинства 802.3

Недостатки 802.3

Достоинства 802.4

Недостатки 802.4

Достоинства 802.5

Недостатки 802.5

Таким образом, все три платформы более или менее равны и дело скорее всего будут решать отдельные ньюансы, значения параметров, особенности конкретных приложений.

4.2.5 Стандарт IEEE 802.2:управление логическим каналом

В главе 3 мы рассматривали как две машины могут надежно взаимодействовать даже через ненадежную линию с помощью канального протокола. Этот протокол обеспечивал контроль ошибок ( через уведомления) и управление потоком (через механизм окна). До сих пор ни слова не сказали о надежности коммуникаций через 802.х. Как правило сети типа 802 обеспечивают дейтаграмный сервис. Иногда этого достаточно. Например, при передаче IP пакетов никаких гарантий не требуется и не предполагается. Поэтому, IP пакет просто вставляется в кадр и передается. Если он потерялся, то так тому и быть.

Тем не менее есть системы где нужен контроль ошибок, а управление потоком весьма желательно. IEEE определяет такой протокол, который работает над всеми 802.х. Он называется LLC (Logical Link Control) протокол. Он прячет различия между 802, определяя единый интерфейс и формат для сетевого уровня. LLC протокол образует верхний уровень канального протокола с МАС протоколом под ним так, как это показано на рис. 4-33.

В соответствии со стандартом 802.2 уровень управления логическим каналом LLC предоставляет верхним уровням три типа процедур:

Этот набор процедур является общим для всех методов доступа к среде, определенных стандартами 802.3-802.5.

Сервис без установления соединения и без подтверждения LLC1 дает пользователю средства для передачи данных с минимумом издержек. Обычно, этот вид сервиса используется тогда, когда такие функции как восстановление данных после ошибок и упорядочивание данных выполняются протоколами вышележащих уровней, поэтому нет нужды дублировать их на уровне LLC.

Сервис с установлением соединений и с подтверждением LLC2 дает пользователю возможность установить логическое соединение перед началом передачи любого блока данных и, если это требуется, выполнить процедуры восстановления после ошибок и упорядочивание потока этих блоков в рамках установленного соединения. Протокол LLC2 во многом аналогичен протоколам семейства HDLC (LAP-B, LAP-D, LAP-M), которые применяются в глобальных сетях для обеспечения надежной передачи кадров на зашумленных линиях.

В некоторых случаях (например, при использовании сетей в системах реального времени, управляющих промышленными объектами), когда временные издержки установления логического соединения перед отправкой данных неприемлемы, а подтверждение корректности приема переданных данных необходимо, базовый сервис без установления соединения и без подтверждения не подходит. Для таких случаев предусмотрен дополнительный сервис, называемый сервисом без установления соединения, но с подтверждением LLC3.

Чаще всего в локальных сетях используются протоколы LLC1. Это объясняется тем, что кабельные каналы локальных сетей обеспечивают низкую вероятность искажений бит и потери кадров. Поэтому, использование повышающего надежность обмена протокола LLC2 часто приводит к неоправданной избыточности, только замедляющей общую пропускную способность стека коммуникационных протоколов. Тем не менее, иногда протокол LLC2 применяется и в локальных сетях. Так, этот протокол используется стеком SNA в том случае, когда мэйнфремы или миникомпьютеры IBM взаимодействуют через сети Token Ring. Протокол LLC2 используется также компанией Hewlett-Packard в том случае, когда принтеры подключается к сети Ethernet непосредственно, с помощью встроенных сетевых адаптеров.


4.3 Мосты

Довольно часто в организации возникает несколько ЛВС, которые надо объединить между собой. Этой цели служат специальные устройства, называемые мостами, которые функционируют на уровне канала данных. Это означает, что это устройство не анализирует заголовков пакетов уровня сетевого и выше и, таким образом, может просто копировать IP, IPX, OSI пакеты, в то время как маршрутизаторы могут работать только с определенными пакетами.

Далее мы рассмотри устройство мостов, особенно для соединения сетей в стандарте 802.3, 802.4, 802.5. Но прежде, давайте типичные ситуации, где применяются мосты. Их как минимум шесть. Вот они:

  1. многие подразделения в организации имеют свои собственный локальные сети. Например, сети факультетов в университетах, отделы в институтах и т.п. В силу различий, стоящих перед ним задач, они используют разные приложения и, что естественно, сети, отличные от сетей других подразделений. Рано или поздно, но обязательно наступает момент, когда необходимо интегрировать информационные потоки всей организации, тогда надо объединять сети между собой.
  2. организация может занимать несколько зданий и возможно будет целесообразно в каждом здании иметь свою сеть, объединив их через мосты.
  3. Иногда, при высоких рабочих нагрузках, приходится разбивать сеть на несколько, с целью локализации трафика в каждой подсети. Например, ясно, что класс рабочих станций для студентов оформлять как самостоятельную сеть, локализовав трафик в этой сети. Это решение показано на рис. 4-34.
  4. в некоторых случаях причиной для использования моста может служить большое расстояние между объединяемыми сетями. Дело в том, что , используя мост, можно увеличить длину как бы сегмента.
  5. мост может увеличить надежность сети. В локальной сети один узел может нарушить работоспособность сети в целом. Мосты, размещенные в критических точках сети , подобно запасным пожарным выходам, могут заблокировать такой узел и предотвратить нарушение работы системы в целом.
  6. мост может повысить безопасность сети. Большинство интерфейсов в ЛВС имеют специальный режим, при котором компьютер получает все пакеты, проходящие в сети, а не только адресованные ему. Всякого рода шпионы и просто любопытствующая публика просто обожают эту возможность. С помощью правильно расставленных мостов можно добиться, чтобы определенный трафик проходил лишь по определенным маршрутам, где он бы не мог попасть в чужие руки.

Ну, а теперь когда мы знаем для чего нужны мосты, рассмотрим как они работают. рис. 4-35 показывает работу простого двух портового моста.

4.3.1. Мосты из 802 в 802

На первый взгляд может показаться, что построить мост из 802 в 802 не столь сложно. Но это не так. У каждой из девяти комбинаций, пар есть свои трудности. Но прежде чем начать рассматривать эти индивидуальные проблемы, начнем с общих. Первая - каждый стандарт имеет свой собственный формат кадра. Они показаны на рис. 4-36. НЕ было никаких технических причин в этих различиях. Просто корпорации, поддерживавшие их разработки Xerox, GM, IBM , не захотели пойти на встречу друг другу и что-то изменить у себя. В результате при переходе из сети в сеть требуется реформатирование кадра, на что тратиться время процессора, пере вычисляется контрольная сумма. Ничего этого не потребовалось бы если бы три комитета смогли договориться о едином формате.

Следующая проблема - разные сети могут работать с разной скоростью. Если передача идет из скоростной сети в медленную, то мост должен обладать достаточным буфером. Эта проблема может усугубляться не постоянством скорости передачи, как например, в 802.3 из-за коллизий. Эта ситуация может усугубляться тем, что несколько сетей могут посылать трафик одной и той же сети, что опять приведет к перекосу скоростей.

Другой тонкой, но важной проблемой является проблема моста как источника временной задержки в сравнении со значениями таймеров на верхних уровнях. Предположим что сетевой уровень над 802.4 старается послать длинное сообщение, как последовательность кадров. После отправки последнего кадра устанавливается таймер на ожидание уведомления о получении. Если сообщение проходит через мост с медленной 802.5, то есть опасность что наступит time-out прежде, чем последний кадр будет передан в медленную сеть. Сетевой уровень решит, что все сообщение утеряно и начнет все сначала. После нескольких попыток сетевой уровень сообщит транспортному, что получатель отсутствует.

Третьей, и наиболее серьезной проблемой является то, что все три стандарта имеют разную максимальную длину кадра. Для 802.3 на 10 Мврs это 1500 байт, для 802.4 - 8191 байт, для 802.5 - максимальная длина ограничена временем удержания маркера. Последняя величина по умолчанию имеет значение 10 msec, что соответствует 5000 байтам.

Очевидная проблема, когда длинный кадр надо пропихнуть в сеть с короткими кадрами. Разбиение кадра на части не является задачей данного уровня. Это не значит что таких протоколов не было создано. Просто стандарты 802 не предусматривают надлежащих средств. В принципе, там решения нет. Слишком длинные кадры просто сбрасываются.

Теперь давайте рассмотрим все девять пар.

рис. 4-37

802.3 - 802.3
Здесь есть только одна опасность, что сеть, в которую передают сильно перегружена и мост не успевает пропихивать свои кадры. Есть опасность переполнения буфера у моста и тогда мост начнет сбрасывать кадры. Такая проблема потенциально всегда есть и мы о ней здесь более упоминать не будем. По отношению к двум другим стандартам все проще так, как мост обязательно получит маркер, и получит свой временной слот на передачу кадров.

802.4 - 802.3
Здесь две проблемы. Первая - кадры из 802.4 содержат биты приоритета, а в кадрах 802.3 таких нет. В результате если две 802.4 взаимодействуют через 802.3, то информация о приоритетах будет уничтожена.

Вторая проблема вызвана исключительно тем, что в кадре 802.4 есть бит временной передачи маркера получателю для уведомления. Что делать мосту если ему поступит такой кадр? Послать подтверждение самому нельзя - получатель может быть не работоспособен. С другой стороны, если не дать подтверждения, то отправитель решит что получатель не работоспособен, что может быть не так, и предпринять соответствующие меры. Похоже, что у этой проблемы нет решения.

802.5 - 802.3
Здесь мы имеет проблемы аналогичные тем, что мы обсуждали выше. Например, там есть биты А и С, которые используются для анализа информации о доставке и получении кадра. Как поступать мосту с такими кадрами? Если мост сам начнет имитировать за получателя значения этих разрядов, то очевидно, здесь могут возникать трудно исправимые ошибки. Ситуация выглядит так, что появление моста может менять семантику отдельных разрядов кадра и как решить эту проблему представить трудно.

802.3 - 802.4
Здесь основную трудность представляют биты приоритета. Что там писать? Возможно здесь стоит все кадры пускать с наивысшим приоритетом, так как они уже настрадались от задержек при передачи

802.4 - 802.4
Единственная проблема, которая здесь существует - это как поступать с временной передачей маркера? Мост может посылать такой кадр как можно быстрее в надежде что ответ придет раньше, чем time-out. Можно посылать его с наивысшим приоритетом. При этом мост, так сказать покривит душой, но это увеличит вероятность получения ответа до time-out.

802.5 - 802.4
Здесь проблему представляют биты А и С. Кроме этого семантика приоритетов в этих сетях немного разная. Но выбора нет. Остается просто копировать биты приоритетов в надежде на хороший исход.

802.3 - 802.5
В этом случае надо генерировать биты приоритета. Других проблем здесь нет.

802.4 - 802.5
Здесь может возникнуть проблема слишком длинного кадра. Опять-таки здесь присутствует передача маркера.

802.5 - 802.5
Здесь надо только решить что делать с битами А и С.

На рис. 4-37 сведены в единую форму все эти проблемы.

4.4 Fast Ethernet

4.5 Gigabit Ethernet

4.6 FDDI


Главная Главная по ССПД


Сайт создан в системе uCoz